Росавтодор с 2013 года проводит учения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на федеральных трассах. Сегодня такое мероприятие впервые прошло в Омской области - на автодороге Омск - Черлак - граница с Республикой Казахстан. Сотрудники спецслужб двух стран продемонстрировали последовательность действий по спасению людей и восстановлению движения по федеральной автодороге.
Согласно легенде, видимость на трассе стала практически нулевой из-за налетевшего из Казахстана циклона. В итоге водитель бензовоза потерял ориентацию и врезался в пассажирский автобус, а в него следом въехала следующая в попутном направлении "Волга". В результате ДТП пострадали 15 человек. Транспортные средства развернуло, что привело к полному перекрытию проезжей части. От удара произошла разгерметизация цистерны с топливом, появилась высокая вероятность взрыва.
Один из пострадавших в аварии позвонил в единую дежурно-диспетчерскую службу Черлакского района. Диспетчер ЕДДС оповестил Центр управления в кризисных ситуациях МЧС по Омской области, службы экстренного реагирования: пожарную часть, полицию, центральную районную больницу, а также Сибуправтодор. Затем отправил запрос в Обь-Иртышское Гидрометеоуправление, чтобы узнать данные о погоде на ближайшие три часа.
- Когда что-то случается, сотрудникам спецслужб всегда нужны метеоданные: температура, давление, скорость ветра, - рассказала корреспонденту "Омск Здесь" начальник управления Обь-Иртышского УГМС Наталья Криворучко. - Мы всегда можем оперативно определить, изменится ли погода.
Вот на место аварии уже прибыла снегоуборочная техника, автомобили МЧС, скорой помощи, медицины катастроф и ДПС. Пока врачи и спасатели извлекали из автобуса пострадавших, "разрезали" корпуса автомобилей, у которых в результате ДТП оказались заблокированы двери, сотрудники Госавтоинспекции начали производить регулировочные действия, чтобы ликвидировать образовавшуюся пробку.
- На место ЧС всегда выдвигается ближайший экипаж ДПС, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" командир взвода спецроты ДПС ГИБДД Андрей Борисов. - В машине экипажа обязательно должны находиться аптечка, огнетушитель, знаки аварийной остановки, фишки для обозначения места ДТП, а также спецсредства: бронежилеты, каски и электрошокеры. Последние применяются согласно закону о полиции. То есть при неповиновении или сопротивлении сотруднику полиции. Есть и исключения: против беременных женщин и малолетних детей не применять их ни при каких обстоятельствах. Часто ли нам приходится их применять? Да нет, но случаются всякие ситуации. По каждому случаю составляется рапорт, о произошедшем докладывается начальнику, и потом проводится проверка.
Люди спасены, последствия аварии ликвидированы, и сотрудники ДПС открывают движение на данном участке автодороги. С момента столкновения автомобилей до извлечения последнего пострадавшего прошло минут 10-15. Автомобили всех спецслужб были на месте, спеша на помощь пострадавшим, им не пришлось преодолевать километры дорог. В реальности, скорее всего, на ликвидацию ЧС потребовалось бы намного больше времени. Правда, как отметили сегодня участники, лучше бы такие чрезвычайные ситуации происходили только в качестве имитации во время учений.