Статус "города-сада" Омск получил в 1976 году, однако с тех пор много воды утекло и много деревьев было утрачено. Согласно современной концепции озеленения, разработанной мэрией, нынешняя ситуация должна измениться в лучшую сторону, но на практике получается совсем другое. Об этом сегодня говорили в международном пресс-центре "МКР-Медиа".
- Экологическая ситуация в Омске катастрофическая. Загрязнение на всех основных магистралях превышает допустимые нормы в 15 раз, - констатирует эколог Сергей Костарев. - Если бы я был сторонником какой-то конспирологической теории, то я бы предположил, что омичей хотят извести. Администрация, вместо того чтобы восстанавливать и развивать скверы, фактически уничтожает их. Деревья вырубаются, на их месте формируются пространства, в которых новые деревья не приживаются.
Сергей Костарев
Как говорят общественники, сильный удар по озеленению нанёс Генеральный план Омска. Утверждённый в 2007 году документ, по сути, узаконил вырубку скверов под точечную застройку. При том, что в Генплане зафиксированы меры по "радикальному оздоровлению" городской экологии (реконструкция имеющихся зелёных массивов, устройство новых скверов и парков, озеленение магистралей), эти указания практически не исполняются, а высадка новых деревьев подчас остаётся лишь в отчётах структур горадминистрации.
Чтобы городское озеленение не зачахло, общественники предлагают кардинально изменить подход к нему - пересмотреть порядок сноса деревьев и нормы по содержанию газонов (из-за их исчезновения увеличивается доля пыли в воздухе), открыть городские лесопитомники, исчезнувшие в конце 90-х годов, и применять более щадящее кронирование.
- Мы срубили одно дерево и лишили себя 25 килограммов кислорода, зато получили 36 килограммов всякой дряни, - категоричен заслуженный лесовод России Анатолий Богун. - То, что сейчас делается, это не кронирование. Какое это кронирование, когда срезается полдерева?
Анатолий Богун
Неэффективно, по мнению экологов, и компенсационное озеленение, предполагающее высадку минимум трёх деревьев взамен одного вырубленного. За саженцами никто не наблюдает, и часто они просто не приживаются. Так произошло на территории у дома по ул. Ленина, 40. Имевшиеся деревья вырубили, освободившуюся площадку использовали для компенсационных посадок в рамках реконструкции улицы Чокана Валиханова. Но новые деревья не прижились, как и часть тех, что были повторно высажены здесь же через год.
Отметим, что на сегодняшнюю встречу не пришли представители мэрии, видимо, не пожелавшие "ввязываться" в неудобный для чиновников разговор.