Первое постановление о реконструкции Омской крепости вышло ещё в далёком 1997 году, однако деньги на эти цели появились лишь к 300-летию областного центра. На данный момент точно известна судьба лишь одного из строений Омской крепости - обозного сарая. Его отдали в концессию для реконструкции под ресторан, после чего горожане с удивлением обнаружили, что сарай и вовсе снесли, причём не без участия представителей городского депутатского корпуса.
Что касается других объектов, то их судьба пока не определена. Проект их реконструкции разрабатывали две омские организации - "Омскгражданпроект" и мастерская НПО "Мостовик". Компании свои обязательства выполнили, а вот мэрия города - нет. В данный момент в Арбитражном суде находится иск "Омскгражданпроекта" к автономному учреждению "Омская крепость". Проектный институт требует взыскать 17,6 миллиона рублей с учреждения за разработку документации реконструкции казарм в Омской крепости.
А пока проектная организация пытается выбить из Администрации города свои кровно заработанные деньги, избранные народом депутаты уже начали аккуратно намекать, что к юбилею города новый облик Омская крепость может и вовсе не получить.
- У нас проходит аукцион на объекты Омской крепости, но никто не заявляется, - рассказал в программе "Омск Здесь" депутат Городского Совета Александр Иванов. - Потому что для строителей связываться со всеми этими инфраструктурными и социальными объектами не совсем интересно. У государства жёсткие условия финансирования строительства, даётся 30-процентный аванс, а дальше крутись, как хочешь, потому что все деньги ты получишь, как только сдашь объект в эксплуатацию. Директор Департамента культуры обещал сначала два миллиарда, потом 500 миллионов, обещали всё сделать, а сейчас скажут, что не смогли. Что их расстрелять теперь, что ли?
При этом в "Омскгражданпроекте" отмечают, что возможность получить два миллиарда рублей из федерального бюджета у Омска всё же была. По мнению проектировщиков, к тому, что из запланированной суммы городу досталась лишь третья часть, привела нерасторопность чиновников.
- Вся проблема в том, что какой-то целостной программы так и не случилось, - рассказал главный специалист по архитектуре ОАО "Омскгражданпроект" Владимир Проскурин. - Появились некоторые желания что-то сделать в городе, а надо было к Правительству РФ выходить с программой, которая была бы им интересна. Была достигнута договорённость с Министерством культуры, что они могут выделить 2,5 миллиарда на Омскую крепость. Для того, чтобы получить эти средства, нужно было подготовить проектную документацию, пройти экспертизу и поехать с этими материалами снова в Москву. И всё было бы сделано. Но мы, как всегда, рубим сук, на котором сидим. Нашлись оппозиционеры, которые подняли вопрос о том, что набережная вообще не нужна. А речь шла в большей степени не о набережной, а о дороге вдоль набережной. Шла борьба против дороги, а подумали, что это набережная в целом, и удалили её из программы полностью. Можно же было дорогу не делать, а сделать только берегоукрепление. Но вот получилось, что вместе с водой выплеснули ребёнка. И в итоги остались с пятью-шестью объектами. На них-то и дали деньги, всего около 700 миллионов. То есть, вместо двух миллиардов мы получили 700 миллионов. Была возможность взять большие деньги и вложить их в город, а этого сделано не было. Не знаю, как это назвать. Нерасторопность или что. По инженерным коммуникациям, например, можно было бы подключиться к отраслевым министерствам, где тоже есть федеральные программы финансирования водоснабжения, электроснабжения и так далее.
О том, что часть объектов не получится восстановить к 300-летию города, говорит и начальник архитектурно-планировочной мастерской Татьяна Малиновская. По её словам, сегодня даже нет уверенности в том, что многие из них простоят до весны и не развалятся.
- Моё личное мнение: за оставшееся время реально сделать только инженерную мастерскую, поскольку она сохранилась лучше и по объёму здание небольшое, - сообщила она в беседе с корреспондентом "Новости. Омск" Екатериной Хлимьязьевой. - Что касается арсенала и цейхгауза, то у меня вообще большие опасения, что в нынешнем состоянии они переживут ещё одну зиму. В здании цейхгауза стены могут просто упасть, если будет обильный снегопад. И для восстановления этих объектов нужно больше времени. Я бы сказала, что года за два-три их можно сделать хорошо. К 300-летию их сделать просто нереально.
Получается, что к своему 300-летию Омск рискует не только не обрести возрождённый памятник истории, но и потерять его часть. И тогда уже чиновникам, ответственным за подготовку города к празднику, придётся объяснять горожанам, почему вместо того, чтобы своевременно активизироваться и принять меры, они решили понадеяться на русский "авось".