Сегодня в Омске обсудили проблему газификации региона. Эксперты вели речь о подключении сетей газораспределения, снижении административных барьеров в сфере газоснабжения и привлечении частных инвесторов в регион. Были затронуты также и такие моменты, как сроки оформления прав на земельные участки и сроки согласования выбора трассы, а также возможность сокращения этих сроков. Проблему в работе с муниципалитетом именно в этом вопросе отметил директор по развитию и инновациям ОАО "Омскгоргаз" Борис Липин.
- Сроки оформления земельных участков под линейные объекты очень затянуты, равно как и вопросы, касающиеся подключения по постановлению 1314, и их надо решать. Также нужно решить вопрос с необходимостью государственной или негосударственной экспертизы для проектов и получения разрешения на строительство на газопроводе именно для населения, для физических лиц с потреблением газа до 15 кубов, те, которые выделены постановлением для упрощения процедур строительства и подачи им газа.
Как отметил генеральный директор Корпорации развития Омской области Вячеслав Федюнин в разговоре с корреспондентом "Омск Здесь", в ходе встречи удалось увидеть пути решения не только этих вопросов, но и многих других: "Мы для себя определили необходимость проведения инвентаризации, что позволит создать карту незадействованных мощностей для инвесторов, которые будут заходить в наш регион, и будут иметь потребность в газе. Все эти вопросы находят практическую реализацию в ближайших шагах, которые будут предприниматься всеми участниками рынка".
Между тем основная проблема урегулирования многих вопросов, по мнению главы Корпорации развития, остаётся на законодательном уровне, а именно в администрировании на местах.
- Правильно было сказано, что если у чиновника нет мотивации делать хорошо и быстро, то какие бы мы замечательные законы не принимали, этого не будет происходить. Наша задача - создать инструменты, которые будут мотивировать к работе на местах и к тому, чтобы исполнять законодательные акты и ускорять процессы, связанные с вложением и инвестированием газораспределительных сетей, - отметил Федюнин.
К слову, в конце мая на заседании Законодательного собрания Министр экономики Вадим Чеченко представил законопроект, освобождающий от уплаты налога на имущество газораспределительные организации. Он заявил, что стимулировать ускорение газификации региона они намерены путём внесения изменений в региональный Закон "О налоге на имущество организаций". Подобная мера поддержки вызвала ряд критических замечаний в СМИ: региональную власть заподозрили в щедрости для "своих", однако в региональном Минэкономики на этот случай подготовили вескую аргументацию: в Омской области зафиксировано снижение темпов строительства новых газопроводов в связи с большой "капиталоёмкостью" проектов. Так, в 2014 году построено 418 километров газопроводов, что на 26 километров меньше, чем в 2013 году. По подсчётам специалистов министерства, подобные налоговые преференции, узаконенные вплоть до 31 декабря 2019 года, не принесут реальных бюджетных потерь, поскольку избавят от налогового бремени лишь новые объекты, введённые в эксплуатацию не ранее текущего года. Предполагается, что на льготы смогут претендовать все ныне существующие ГРО региона - ООО "Горгазэксплуатация", ООО "Омскгазэксплуатация", ООО "МЕЖОБЛГАЗ", ООО "Омскгазсеть", ОАО "Омскоблгаз", ОАО "Омскгоргаз", ООО "Газпром газораспределение Томск", ОАО "Омскгазстройэксплуатация", ОАО "Газпромнефть-ОНПЗ". Также власть заявляет, что наряду с данными организациями не выплачивать налог на имущество сможет любой новичок на рынке, которому удастся построить газопровод.
- Газораспределительные организации получат льготную налоговую ставку в 0,01 % по налогу на имущество, в отношении газопроводов, введённых в эксплуатацию с начала 2015 года, - в интервью "Омск Здесь" рассказывал министр Чеченко. - Льготы будут касаться всех ГРО, прокладывающих новые газораспределительные сети на территории Омской области.
Отметим, что в Омской области продолжается газификация по программе Газпрома в тесном взаимодействии с региональной властью, где одна сторона отвечает за строительство межпоселковых газопроводов, а другая - за внутрипоселковую инфраструктуру и подключение потребителей к сети. В текущем году, например, по этой программе намерены газифицировать Москаленский район. Между тем, по гипотетическим подсчётам, областной власти для полной газификации 32 районов области со всеми населёнными пунктами необходимо не менее 28 миллиардов рублей. Для того чтобы процесс оставался в плановом режиме и проектированном порядке, необходима схема газификации области и города, однако ещё в феврале, на встрече с омскими лидерами непарламентских партий Виктор Назаров обвинял городскую власть в безынициативности и перекладывании ответственности на плечи региона.
- По области эта схема сделана с учётом перспективы районов. Не хочу говорить о том, что в городе это не сделано, но это так. Почему-то город считает, что это должны сделать мы, и в этом году мы обязательно займёмся, и схему газификации для Омска доделаем, - отметил Виктор Назаров. - По прошлому году было газифицировано порядка 9 тысяч жилья, проложено 400 километров газопроводов - это в рамках работы государственно-частного партнёрства. В 2015 году Называевск и Исилькульский район мы полностью сделаем. В перспективе на 2017 год - строительство 29-й ГРС за счёт Газпрома и газопровода в Большеречье. Сегодня всё плановое строительство ведётся, однако строительство только одного газопровода до Москаленок стоит 540 миллионов, и мы понимаем, что за счёт бюджета это вытянуть невозможно, и наша задача - внутрипоселковые сети. 2 года назад у нас было 24 % газифицировано, сегодня - уже 27, 5 %. Если сохранить хотя бы эти темпы, то, думаю, за ближайшие 5 лет нам удастся покрыть регион газификацией на 50 %.
Участники круглого стола, среди которых были представители омских ГРО, ожидаемо поддерживают позицию омской региональной власти и надеются на новые преференции с её стороны. Развитие газораспределения в Омской области невозможно без привлечения внебюджетных источников. Собравшиеся выразили уверенность, что оно должно осуществляться не только с помощью привлечения новых игроков на региональный рынок, но также и за счёт поддержки существующих организаций в решении вопросов, связанных с землёй, имуществом и подключением сетей.