За четыре военных года город-труженик принял свыше сотни эвакуированных с запада страны фабрик и заводов, которые с 1942 года начали наращивать темпы производства. "Трудящиеся Омской области самоотверженным трудом помогают Красной Армии истреблять немецко-фашистских захватчиков", - сообщалось в сводке Совинформбюро от 6 декабря 1941 года.
- До Великой Отечественной войны Омск не отличался особым развитием промышленности. Это был сельскохозяйственный регион, заводы появлялись, но их было сравнительно немного, - рассказывает историк Денис Плахута. - С началом войны началась массовая эвакуация заводов в Омск как в глубокотыловой город. Первые из них начали поступать по железной дороге уже в середине июля. Но приходили далеко не все станки и рабочие. Поэтому производство налаживались уже с привлечением омичей. Станки часто ставились под открытым небом, лишь в третью смену шло оформление самого завода: укладывался пол, возводились стены и крыша.
После окончания войны около тридцати эвакуированных заводов остались в регионе. Они положили начало новым предприятиям и заложили базу для промышленного благоденствия Омской области.
Омский завод транспортного машиностроения
Создан на базе Ленинградского завода опытного машиностроения № 185 им. С. М. Кирова.
До войны местный завод был паровозоремонтным, а после эвакуации ленинградского предприятия в 1942 году в Омске было налажено круглосуточное производство танков Т-34. За четыре военных года выпущено почти 7 тысяч боевых машин этого типа, названных в народе "танками победы". Каждый десятый Т-34 был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, преимущественно женщины и дети.
- Разговаривая с ветеранами, убеждаешься, насколько ответственно, не по-детски они подходили к порученному заданию и выполняли его даже не на сто процентов, а на двести, а то и больше. Людей буквально выгоняли из цехов, потому что они хотели хоть как-то, хоть чем-то приблизить победу, - рассказывает директор музея ОАО "Омсктрансмаш" Светлана Цегельникова.
На "Омсктрансмаше" танки не только собирали, но и модернизировали. "Броня крепка и танки наши быстры" - эта строчка из военной песни именно о Т-34, который за время "базирования" в Омске стал прочнее и обошёл по скоростным качествам немецкие танки. Мощь и скорость боевых машин помогла солдатам на Курской дуге, под Сталинградом и, конечно же, в Берлине.
ПО "Полёт" - Филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"
Создан на базе московских авиационных заводов № 156 (ныне ОАО "Туполев") и № 81 (ныне ОАО "Тушинский машиностроительный завод"), объединённых в Омске в самолётостроительный завод № 166 через два дня после начала Великой Отечественной войны.
О значении "Полёта" в годы войны говорит хотя бы то, что его первым директором стал первый герой Советского Союза лётчик Анатолий Ляпидевский, а в 1941-1943 годах при заводе работало опытно-конструкторское бюро под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. В числе специалистов бюро был и будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Королёв. Главной задачей инженеров стало в сжатые сроки доработать и организовать серийное производство Ту-2 - высокоскоростного пикирующего бомбардировщика. За год омичи изготовили 80 и отправили на фронт 63 самолёта этой модификации.
Также на "Полёте" выпускали основные военные самолёты Красной Армии - Як-9. За три года было выпущено около 3,5 тысяч авиамашин. Як-9 активно применялся во всех операциях Великой Отечественной войны.
ОМО им. П. И. Баранова
Создан на базе запорожского Государственного союзного завода № 29.
С собой запорожцы привезли разработку авиационного двигателя М-88, который устанавливали на самолёты Ил-4, бомбардировавшие Берлин в августе-сентябре 1941-го. Этот двигатель стал первым, собранным и испытанным в Омске. Его производство засекретили и отодвинули подальше от линии фронта, чтобы чертежи не попали в руки немецких инженеров. В итоге Омск оказался единственным городом, производились двигатели для Ил-4.
- Уникальность этого двигателя заключалась в том, что у него не было аналогов, поскольку он устанавливался на достаточно тяжёлый истребитель-бомбардировщик и позволял поднимать очень серьёзные боекомплекты. Манёвренность была высокая, - рассказывает начальник учебного центра завода им. Баранова Виктор Гребнев.
В 1943 году начат выпуск моторов АШ-82ФН для нескольких модификаций истребителей - Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. За образцовую наладку серийного производства этих моторов омский завод был награждён в 1944 году орденом Трудового Красного знамени, а в 1945 году - орденом Ленина, высшей наградой СССР.
ОАО "Высокие технологии"
Создан на базе московского агрегатного завода № 20 наркомата авиационной промышленности.
Бывший агрегатный завод в военные годы также работал для авиации. Здесь для всех советских самолетов собирались бензонасосы.
- Мы единственные, кто обеспечивал этими насосами всю авиацию, которая выпускалась в годы войны. Не было реактивных самолётов, были бензиновые, поршневые двигатели большой мощности, - рассказывает заведующий музеем ОАО "Высокие технологии" Борис Астафьев.
Кроме того, агрегатный завод производил корпуса для мин и снарядов для установок "Катюша". Количество такой продукции, потребность в которой была постоянной, исчислялось миллионами.
ПО "Электроточприбор"
Создан на базе Киевского завода электротехнической аппаратуры.
В июле-августе 1941 года в Омск прибыли почти двести заводчан с семьями, а уже 27 августа Омский завод электротехнической аппаратуры выпустил первую военную продукцию - неконтактные взрыватели для морской мины АГ.
В ближайшие полгода предприятие пополнилось эвакуированными рабочими Краснодарского завода измерительных приборов и специалистами Ленинградского института ВИЭП. Линейка продукции расширилась, заводчане в годы войны выпускали измерительные приборы, управляющую аппаратуру для авиационных и корабельных мин, электроустановки для зенитной артиллерии, комплектующие самолётных раций, боевых средств связи и корабельных станций и многое другое.
Уже после войны, в 1946 году коллективу завода было передано на вечное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР - органа, где под управлением Иосифа Сталина было сконцентрировано военное, гражданское и политическое управление. Само знамя не покидало завод с 1942 года и до Дня Победы.
Разумеется, это далеко не полный список заводов, сотрудники которого реализовывали принцип "Всё для фронта, всё для победы". Можно вспомнить приборостроительный завод имени Н. Г. Козицкого, Омский завод гражданской авиации, ОмПО "Иртыш" и, конечно же, Сибзавод - старейшее предприятие сельскохозяйственного машиностроения Сибири и Дальнего Востока, которое в военные годы предоставило площади сразу для нескольких заводов с Украины и европейской части России. Правда, сейчас от Сибзавода осталось небольшое подразделение, и даже вывеска на фасаде некогда главного корпуса предприятия на днях была демонтирована.