На сегодняшней пресс-конференции освобождённый по осени от аппаратной работы заместитель губернатора по внутренней политике Владимир Компанейщиков подвёл итоги выборов глав районов и сельских поселений по новой схеме. Хотя говорил он, конечно же, в основном о выборах глав районов с поправкой, что полностью электоральный цикл будет завершён четвёртого декабря, когда станет известно имя главы Тевризского района.
"Весной были приняты изменения в законодательство о выборах, - напомнил педантичный Компанейщиков. - Эти изменения предусматривают проведение выборов глав в два этапа. На первом - конкурсная комиссия отбирает претендентов, за которых на втором этапе голосуют депутаты районных советов".
Зампред облправительства подчеркнул, что "результаты и обстановка показывают, что изменения в законодательство оправданы". Новая система выборов "позволила сохранить стабильную общественно-политическую обстановку", а "вместо борьбы денег и не всегда чистых политтехнологий была борьба идей и людей".
Сложнее всего областной власти из-за конфликта элит пришлось в Москаленском районе, где главой стал директор гимназии Андрей Гейнц. В Саргатском районе сменился глава из-за давних "неконструктивных отношений" с райсоветом. Там теперь заправляет секретарь местного отделения "Единой России" Владимир Хохлов.
Интрига ожидается в Азовском районе, где на пост главы претендует три кандидата. Прежний глава Бруно Рейтер считает, что районом должен командовать этнический немец со знанием немецкого языка. Владимир Компанейщиков сообщил, что среди вынесенных на обсуждение районного совета таких кандидатов двое, а вообще, по его мнению, делать акцент на национальности лишний раз не стоит, а то так можно далеко уйти.
Коснулись темы и нового главы Седельниковского района Алексея Сабаева, которому едва за тридцать. Оказывается, ещё до выборов с Сабаевым встречался губернатор Виктор Назаров, чтобы выяснить, готов ли молодой человек к столь ответственной работе.
Вообще же куратор внутренней политики уверяет, что напрямую Правительство Омской области на конкретных кандидатов не ставило: "В ряде конкурсных комиссий практически не было чиновников. Мы допускали появление неизвестных нам людей. В том числе в Седельниковском районе, где молодые ребята захотели попробовать свои силы. У нас как-то не принято, чтобы районом руководил человек моложе сорока лет. Наличие конкурсных комиссий позволило отсекать заведомо популистские или не очень адекватные кандидатуры, но борьба была и очень серьёзная".
Это скрытая борьба внутри элит, отголоски которой доходили и до прессы, позволила, по словам Компанейщикова, повысить качество корпуса глав: "В очередной раз эти выборы показали крайне серьёзную проблему огромного кадрового голода на всех уровнях власти. К сожалению, ни в одном из районов мы не видим достойной скамейки запасных. Со своей стороны мы организовываем обучение глав. Мы понимаем, что вкладывать в человеческий капитал нужно… В целом, мне кажется, что качество корпуса глав улучшилось за счёт молодой крови, которая в силу возраста какие-то шаблоны будет нарушать, что может стать хорошим примером для других глав".
В тех районах, где главами стали бывшие начальники райотделов полиции, ставка была сделана на людей, "поработавших в системе". В Правительстве Омской области в этом не просят искать тренда.
Также Владимир Компанейщиков ответил отдельным членам регионального штаба Общероссийского народного фронта, которые обвинили его в подрыве стабильности из-за новой системы выборов сельских глав: "Ситуация выглядит как минимум глупой, потому что федеральный закон, на основании которого мы свои изменения в выборное законодательство приняли, он был принят Государственной думой и подписан Президентом. В этом смысле к тем уважаемым коллегам, которые пытаются в нарушение здравого смысла и логики критиковать, по сути, лидера своего Народного фронта, у меня вопрос - они хорошо подумали? Любая конструктивная критика хороша, когда за ней есть какие-то предложения. Просто сказать, что это нам не нравится… Мы не против такой точки зрения, но мне она кажется непоследовательной и непродуманной".
Всего же на отмене прямых выборов в Омской области сэкономили только в этом году по самым скромным подсчётам двадцать миллионов рублей, и это не считая гонораров политтехнологов.
"Это очень серьёзные деньги, - отметил со знанием дела куратор внутренней политики. - Они не в экономику региона приходят, а уходят в другие места".