"Язычник", Александр Кузнецов-Тулянин
В школе на уроках литературы больше всего не любила читать описания природы… А здесь так написано про стихию, что дух захватывает. И видишь, и чувствуешь всю её власть - случайный летний тайфун, уволакивающий в непроглядную муть остров и посёлок рыбаков, высокие и хлёсткие волны, которые бушуют со всех сторон… Природа здесь обильная и неиссякаемая, её масштаб, её неумолимость и абсолют чувствуется почти в каждой сцене: "Острова будто раздвигали географию, здесь чувствовалось совершенно недоступное ни горожанину, ни байдарочнику, ни археологу, чувствовалась не земля даже, а Земля, одновременно огромность и малость её, и совсем уж микроскопическая малость человеческая. Но не та малость, свойственная обезличенному отщепенцу и подлецу, а одухотворённая малость, осознанная через причастность к миру, который родил тебя и позволил дышать-наслаждаться-любить-ненавидеть".
Людей из романа этого как будто знаешь, встречал в жизни. И влюблённую в поэзию бывшую проститутку Таню Сысоеву, и бывшего учителя Семёна Бессонова, приехавшего с большой земли за длинным рублём…
Сюда, на Курилы, люди стекались со всей огромной страны. Перемешавшие национальный вопрос в полную бессмыслицу, десятки культур рождали нечто, не регламентируемое традициями. Рождался новый народ, в котором всё перепуталось, слилось и упростилось. Появились немыслимые ритуалы и приметы, связанные с океаном. Хмельной водоворот всех уравнял, всех сроднил и примирил… Ажурно написано о самых страшных вещах - самоубийстве местного алкоголика, который отходил уже, а всё гордо посматривал на окруживший его народ. О том, как жадная до ощущений легкомысленная Томочка, жена капитана, привезла из отпуска гонорею, да и позаражала пол-острова…
Здесь не евангельские рыбаки, здесь люди, чувствующие себя фабрикантами смерти. Ведь большая рыбалка - это тонны гниющей рыбы, тонны пролитой крови…
Тяжёлая муторная пьянка, жуть кровавых сцен, мрачный быт, пропитавшийся запахом рыбных внутренностей - всего этого в "Язычнике" с избытком. Но главное ощущение, которое остаётся после книги, - всю эту муть смоет океан, очистит, поглотит. И по-матерински заботливо оставит только чистое, хорошее, светлое: "Человек присасывается к морю, словно младенец к матери. Поселившись однажды на морском берегу, он исподволь утрачивает свои прежние ощущения венца творения, утрачивает призрачную самостоятельность и начинает чувствовать себя так же, как, наверное, тюлени и нерпы, растворённые в мировом круговороте воды и воздуха, ему не остаётся иллюзий: маленький сосущий роток на спелой титьке матери".
"Старик, который читал любовные романы", Луис Сепульведа
"Туарег", Альберто Васкес-Фигероа
У автора определённо есть талант описывать человека, слившегося с природой, отвергающего все блага цивилизации, умеющего чувствовать и слышать любое дуновение ветра, настроение пустыни, зов воды.
Динамичный сюжет, который держит в напряжении до последней страницы, колоритный персонаж с нестандартным мышлением, культура быта и общения африканского кочевого племени, совершенно невероятные, поразительные способы выжить в пустыне, и сама пустыня как отдельный персонаж этой книги, очень разная и завораживающая, - в "Туареге" есть много чего интересного, увлекательного и нового. И ещё здесь есть противопоставление людей цивилизации и человека традиционной культуры.
Автор не даёт явных оценок, но невольно постоянно задумываешься и о ценностях тех и других, и о силе духа, и об искренности, достоинстве и чести. О наполненности и смысле жизни каждого из них.
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".