"Бедные люди"
Самое интересное здесь, пожалуй, - описание Варей и Макаром своих знакомцев. Отрывок из дневника, где описана судьба бедного студента и его бедного отца. Рассказ о семье бедного Горшкова с многочисленным бедным семейством. Описания люда, заполнявшего доходные бедные дома и улицы серого, грязного, холодного Петербурга. Вся атмосфера здесь такая: убогая, гнетущая, беспросветная. Заполненная сетованиями бедных героев на судьбу, злых людей, безрадостную жизнь. А ещё очень чувствуется, что здесь другой Достоевский. Совсем не тот, что после каторги. И психологизма меньше, и надрыва. Как будто слова его здесь ещё не такие весомые. Особенно чувствуется контраст, когда сразу после "Бедных людей" читаешь "Записки из мёртвого дома". В которых - буря чувств, открытий, метких наблюдений, осознаний. Ради чего стоит читать. Ради атмосферы непарадного Петербурга, ради того, чтобы узнать, какие нравы царили среди низших сословий середины XIX века. Ради того, чтобы увидеть уникальные особенности эпистолярного жанра России того времени. Ради портретов несчастных людей, чьи судьбы и правда берут за душу. И ради того, чтобы увидеть, как талантливо писал всего только 23-летний Фёдор Михайлович. Ещё до своего заключения склонный к психологизму, натурализму, к сочувствию к "маленькому человеку". Здесь он дал голос "маленьким людям", показал их внутренний мир, полный горя, уязвлённой гордости и безысходности.
"Записки из мёртвого дома"
- Описания каторги, находящейся в Омске, довольно подробны и узнаваемы. От расположения бараков до Иртыша и степи, простирающейся за рекой. Реплики про город, в котором находится острог, немного разбавляют гнетущую, страшную атмосферу Мёртвого дома: "Вообще в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освящённые". Это альтернатива более известным словам Достоевского о том, что "Омск - гадкий городишко".
- Подробные портреты каторжников, колоритные, яркие характеры, отлично прорисованные, оставляющие след в памяти и душе. Бывший дворянин Аким Акимыч, совершенно жуткий, звероподобный татарин Газин, надменные поляки, братья-дагестанцы, еврей-ростовщик, бесстрашный Орлов, Осип-контрабандист и другие персонажи - с разной судьбой, разными характерами.
- Внимательное всматривание автора вглубь человека. Достоевский - психолог, и здесь особенно хорошо это чувствуется. Он как бы смотрит "за лицо", за внешние проявления людей. За их грубой оболочкой, за наружной, наносной корой он видит "самое зерно".
- Размышления про народ наш, ставшие уже хрестоматийными, Достоевский озвучил именно здесь, в этой книге: "Высшая и самая характеристическая черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её". Или "Народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово".
- Сам текст, увлекательный за счёт множества маленьких историй, картин быта каторжан. Баня, кухня, театр, праздники, больница, моление в церкви - всё это описано подробно, сочно, реалистично. Чувствуется, что автор всё это видел своими глазами, всё это сам пережил.
- Сострадание в каждой строчке. Призыв к человечности. Достоевский-гуманист - совсем не пафосные и затасканные слова. Каторга перелопатила его, дала пережить такое, что серьёзно поменяло его представления о человеке вообще и о себе в частности. "Человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ божий" - актуально это не только в пределах арестантского барака и не только в XIX веке.
Резюме: классика вечна, Достоевский гений. Читать!
"Братья Карамазовы"
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные книги, вы можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".