В интервью "Омск Здесь" Элиза Григорян расскажет о том, как совмещает науку и творчество, в чём особенность избранного ею жанра и каких омских авторов любит читать. А в нашем видео она прочтёт свои стихи в прозе.
– Вы уже участвовали в нашем проекте в декабре 2020-го. Что изменилось в вашей жизни и творчестве за эти полтора года?
– Полтора года прошло! Конечно, за это время произошло много событий. Я научилась не оценивать события с точки зрения "плохо" или "хорошо", а ценить каждый момент, насколько это возможно. Видеть в каждом событии, на первый взгляд плохом, урок или трамплин для развития. Я работала в научном проекте, мы издали коллективную монографию и презентовали её, меня это захватило полностью, поэтому на усиленное развитие творческой сферы жизни оставалось не так много времени. Но заметки со мной были всегда. За это время я наконец-то преодолела барьер, из-за которого не могла писать в стихах: я осознаю, что стихи не всегда идеально складываются, но это не делает их менее важными или менее красивыми. В связи с моими личными событиями и мировыми в том числе я захотела добавить больше света и веры в произведения, чтобы главным в них стала не форма и даже не глубокая мысль в метафоре, а надежда, которую они способны подарить. Послевкусие и послемыслие – вот что теперь важно для меня.
– Как вам удаётся совмещать науку и писательство? Ведь у вас очень чувственные стихи, а в науке нужна логика и расчёт.
– Что привлекает вас в филологии? Над чем работаете в диссертации?
– Во время работы в научном проекте я увлеклась современной паломнической прозой и паломнической лирикой. Именно этим я занималась последние два года. Очень здорово находить общие мысли о том, как идти к свету, в заметках разных людей.
– Вы говорите, что пишете стихи в прозе или лирическую прозу и определяете свой жанр как заметки. Почему именно такое определение? Чем, на ваш взгляд, ваши произведения отличаются от верлибра и белого стиха?
– Это были заметки в блокнотах, потом я стала делиться ими с друзьями и единомышленниками, а название оставила таким же – заметки. Сначала в содержании были мысли о вечном, поэтому жанр, скорее всего, можно было определить как эссе: больше размышлений, публицистичности. То, что писалось позже, (а особенно "сейчас"), конечно же, уже можно назвать стихом: уже больше личных переживаний, своего опыта, больше самовыражения, больше своего глубинного. Иногда это белый стих или верлибр, потому что есть заданный ритм, который является важной составляющей в этих произведениях. Если же ритма нет, потому что он не нужен в данном случае, то это эссе, рассказ или заметка.
– Не ощущаете ли переизбытка словесной работы в вашей жизни?
– Напротив, я ощущаю даже нехватку! Слово так многогранно для меня, что соприкосновение с ним всегда разное. На данный момент я планирую больше времени уделять творчеству, потому что невысказанные идеи не дают спать! И дописать, наконец, диссертацию.
– Каких авторов вы читаете и любите? Что цените из современного?
– Конечно же, я люблю русскую классику. Нет материала более совершенного, чтобы учиться, понимать и проникаться лирикой. Но современное тоже бывает ценным. Удивительно, но я очень люблю творчество омских молодых писателей, я считаю, что в нашем городе много талантливых ребят. Их можно послушать на литературных встречах "Выси", "Говорит поэт" и других. Видимо, Омск располагает к размышлениям о вечном и к романтике!
– Можете назвать имена омских авторов, которые особенно вам нравятся?
– С удовольствием читаю наших омских поэтов: например, Марину Безденежных, Александра Кудрявцева. Ещё, на мой взгляд, в Омске много и молодых ребят – начинающих авторов, чьи стихи намного интереснее пропиаренных в соцсетях интернет-поэтов.
– Какой совет вы бы дали начинающему литератору?
- Вот тут я не смогу быть оригинальной: начинающему литератору нужно просто проявляться. Быть смелым, отважным, внимательным. Просто быть. Если у человека есть способность говорить о важном и направлять этим к свету, "глаголом жечь сердца людей", то молчание этого человека и его страх проявления - это уже потеря не только для него самого, но и для целого мира.
Фото: Илья Петров