- Лиза, расскажи о том, как появилась идея такого фильма и почему ты решила поднять такую странную тему?
- Вообще, тема смерти в какой-то период моей жизни стала меня очень интересовать. Я очень остро осознала, что все мы смертны. Например, когда я попала в больницу, со мной лежала пожилая женщина, и когда я смотрела на неё, было ощущение, что она как будто бы устала жить и уже готова к смерти. Меня это очень сильно зацепило. Когда ты много думаешь о чём-то подобном, то начинаешь по-другому оценивать свою жизнь. Появляется ощущение того, что тебе нужно много чего успеть, что нужно жить так, как ты хочешь, не откладывая свои мечты и планы на потом.
- То есть твой фильм не о смерти, а о переосмыслении жизни?
- Я, откровенно говоря, довольно депрессивный человек. Мне хотелось пофилософствовать на эту тему, разобраться со своим и общественным отношением к этому вопросу, а итог размышления вынести в публичное пространство. У нас в стране не принято говорить на эту тему. Разговоры о смерти вызывают у нас негативные эмоции, мы их стесняемся, боимся, не принимаем. Идея фильма в том, чтобы дать людям возможность взглянуть на свою жизнь через переосмысление смерти. В этом философский аспект работы. Практическая сторона заключается в том, чтобы рассказать о ритуальной культуре именно как о культуре со своей историей и особенностями. На примере Новосибирска мы рассказываем, что это прогрессивный город, где есть современный крематорий и музей смерти. Все эти вещи направлены как раз на то, чтобы культивировать у людей осознанность в вопросах погребения. В России, в отличие от западных стран, часто люди не думают заранее о том, как их похоронят. Нередко бывает так, что родственникам умерших не на что их хоронить. За рубежом погребение не просто финальная точка в жизни, а иногда и возможность выражения своей гражданской позиции. Например, экопохороны - это тоже своего рода самовыражение.
- Ты нашла ответ на вопрос, почему у нас в стране не принято говорить и думать о похоронах?
- Отчасти это связанно с нашим менталитетом. Наши кладбища в массе своей выглядят заброшенными. У нас люди приходят туда в основном по каким-то поводам, например на церковные праздники, но очень редко можно увидеть какой-то полноценный уход. Это не европейские кладбища, которые фактически являются парковой зоной, где существует своя эстетика. И видно, что люди продолжают нести ответственность за могилы. В западных странах люди заранее планируют свои похороны, заключают договоры с ритуальными агентствами, заказывают себе гробы, а иногда даже продумывают сценарии. Для наших людей это может казаться чем-то диким, но, на мой взгляд, это довольно взрослый подход. Люди не возлагают эти обязанности (зачастую неожиданно) на своих близких. У нас же люди, как правило, узнают тонкости этой сферы жизни, когда непосредственно с ней сталкиваются.
- Поменялось ли твоё отношение к этой теме во время работы над фильмом?
- Изначально, когда я бралась за эту тему, для меня это была своего рода психотерапия. То есть мне самой хотелось принять тот факт, что мы смертны, что жизнь конечна. И, наверное, для меня это был опыт проживания своих экзистенциальных дилемм. Мне было очень любопытно, потому что я вижу в этом некий момент прогрессивности. Сейчас ведь идёт глобальный тренд на осознанность, и рассказывать об этой теме с такой точки зрения мне было очень интересно. Это был яркий опыт. Я не могу сказать, что я как-то кардинально изменила своё отношение к этому вопросу, потому что я нередко размышляла над этим и продолжаю рефлексировать. Для меня работа над фильмом была попыткой принять неизбежное.
Фотографии из Музея мировой погребальной культуры г. Новосибирска
- В фильме есть немало жутких моментов. Насколько психологически тяжело для тебя это было?
- На самом деле я не испытывала дискомфорта. Весь фокус моего внимания был направлен на героев фильма. Я пыталась через общение с ними получить опыт столкновения с чем-то, казалось бы, неприятным, но в то же время жизнеутверждающим. У людей, ежедневно сталкивающихся со смертью, особый взгляд на жизнь. Многие из героев производили впечатление очень жизнелюбивых людей. Они сами говорят, что далеко не все остаются в этой сфере, потому что это психологически тяжело. Те, кто посвятил этому свою жизнь, чувствуют в этом своё призвание, и понимают, что их работа очень важна, что они помогают людям.
Кадры со съёмок фильма
- Не было ли у тебя ночных кошмаров после завершения съёмок?
- Было небольшое философское послевкусие. Зачем люди погружаются в изучение такой сложной темы? Потому что это способ сказать себе "Я не хочу бояться". Это даёт возможность пересмотреть приоритеты и научиться жить в настоящем. Так что ощущения, скорее, положительные.
Фото предоставлено героиней материала
- Поделиться:
- RSS