Столько раз уже сказано, что любовь - это самое прекрасное чувство, которое может испытать человек. Но в то же время это мука, которая заставляет страдать. Особенно, если жизнь с любимым сложилась не так, как хотелось в начале романтических отношений. Невысказанные претензии и обиды делают из любящих людей жестоких игроков. Смогут ли такие герои вернуть нежность в отношения и спасти свой брак, и что или кто им может в этом помочь? Об этом новый спектакль "Не боюсь Вирджинии Вульф" (16+) Омского академического театра драмы, премьера которого состоится 26 и 28 января.
О том, как любовь может превратиться в беспощадную игру, о роли "джазовой философии" в спектакле и о многослойности самой пьесы, по мотивам которой поставлен спектакль, режиссёр и актёры рассказали на Культурном завтраке с журналистами.
Константин Соя
Новый спектакль Омской драмы поставлен по мотивам пьесы "Кто боится Вирджинию Вульф?" американского драматурга Эдварда Олби. Режиссёром спектакля выступил Константин Соя, а художественным руководителем - режиссёр Роман Габриа. Он уже известен омской публике как режиссёр постановок "С днём рождения, Папа!" (18+) и "Похороните меня за плинтусом" (16+).
По его словам, Константин провёл "разведку умом", то есть обсудил с актёрами пьесу и создал рисунок роли, а сам он помогал ему "в разведке тела" - как герои будут вести себя в спектакле так, чтобы история ожила на сцене.
Роман Габриа
Сюжет прост: бездетная семейная пара Марта и Джордж, которую играют Анна Ходюн и Александр Гончарук, приглашает к себе другую пару - Хани и Ника (исполнители ролей - Егор Уланов и Мария Макушева), чтобы поиграть. Но что это за игра и какие глубокие раны она вскроет, а главное, какие люди в неё играют, - предстоит решить зрителю.
- В "Игре в бисер" Германа Гессе есть чудесные слова: "Бог дает нам отчаяние не для того, чтобы умертвить нас, а для того, чтобы вдохнуть новую жизнь". И вот люди, доведённые до отчаяния, собираются в этом доме для того, чтобы найти новое. Мне кажется, это очень важные вещи, которые для меня очень ценны. А самое главное, что сама репетиция построена как абсолютно непредсказуемая игра. Вот артист, грубо говоря, таблетку может выпить, потому что он болеет, а Рома может за это зацепиться (ввести эту сцену в спектакль - прим. ред.), - рассказал Александр Гончарук. - Уже несколько человек спрашивали меня, почему в спектакле два режиссёра. Знаете, никто не спрашивает, почему у моих пяти сыновей три мамы, а у нас два папы. Ничего страшного в этом нет.
Александр Гончарук
Роман Габриа говорит, что и для него, и для Константина Сои было главным сохранить многоплановость и неоднозначность интерпретаций пьесы. Вся она - это скопление загадок, скелетов в шкафу, тайных страхов и обид, которые прячутся в персонажах. И поэтому режиссёр видоизменил название, тем самым сместив вектор главной мысли спектакля.
- Возник лингвистический парадокс: само название "Не боюсь Вирджинии Вульф" - это первое название при переводе пьесы. И я для себя решал, что для меня важнее: "Кто боится Вирджинии Вульф" или "Не боюсь Вирджинии Вульф"? Для меня важнее "не боюсь", то есть я не боюсь жизни без иллюзий. Это направление мысли, к которому хочется прийти. И самое важное, что это название игры главных героев. В этом вопросе большое значение имеет жанр, который мы определили для истории, - "игры и забавы в тёплом семейном кругу". "Не боюсь Вирджинии Вульф" - это игра с условием, что нужно делать, - рассказал режиссёр.
Основное чувство, которое проходит красной линией через весь спектакль, - ощущение тотального одиночества. Сценография погружает зрителя в мрачную атмосферу холодной пещеры, которая постепенно начинает наполняться предметами культуры и истории - тем, чем человечество веками глушит боль от одиночества. Цветовые и фактурные решения в одежде главных героев являются прямыми отсылками к их психологическим портретам. Так, у Анны Ходюн целых три костюма. Самый запоминающийся - красный, который не стесняет движений. А героиня актрисы Марии Макушевой предстанет в сером платье.
Анна Ходюн
- Мы ориентировались на ощущение от Марты. Она совсем не вульгарная и не агрессивная алкоголичка. Она необыкновенно красивая, сложная и культурная женщина. Мы искали яркий и при этом цепляющий своей интеллектуальной глубиной образ, - добавил Константин Соя.
Из прогулок по сентябрьскому Омску родилась музыкальная тема спектакля - чарующий и самобытный джаз. А сами персонажи спектакля представляют собой квартет, где каждый инструмент может стать ведущим.
- Для непривыкшего к такой музыке уху джаз - это какая-то ерундистика. Я в Дрездене ходил по вечерам в бар и наблюдал, как четыре уважающих друг друга исполнителя дозируют себя для музыкального произведения, чтобы никто из них не выглядел главным. То есть в какой-то момент солирует фортепиано, где-то фортепиано уступает барабанам, а барабаны отдают бразды правления трубе. И джазовый квартет никогда не знает, какой будет музыкальный финал. Так и герои нашего спектакля, - добавляет художественный руководитель спектакля Роман Габриа.
Постановка может показаться депрессивной, учитывая, что в ней поднимается тяжёлая тема семьи и нехватка теплоты. Но актёры уверены: главный посыл спектакля - настоящая любовь.
- Роман вычленил идею космического человеческого одиночества. Для нас основной задачей стало, чтобы два наших героя - Джордж и Марта - очень любили друг друга. А то, что они как будто бы "мочат" друг друга, беспощадно рвут на части - это всего лишь игра. На самом деле они друг к другу привязаны и счастливы вместе. Это интеллектуальные люди. Им интересно играть в жестокие игры, потому что жизнь непроста. - рассказывает актриса Анна Ходюн, исполняющая роль Марты.
Егор Уланов
Актёр Егор Уланов играет на сцене Ника - главу семьи, приглашённую присоединиться к игре. По его словам, Ник и его жена Хани, с которой они идут рука об руку с шести лет, зеркально отражают Марту и её мужа.
- Ник - парень из американской мечты, молодой спортсмен. Но почему-то забывается, что он учёный, стал магистром в 19 лет. И он вовсе не пустой, как его часто видят критики. На мой взгляд, это достаточно глубокий и внутренне раненый человек. Он - зеркальное отражение профессора Джорджа. Четыре человека становятся равноправными игроками в этой истории. Мне кажется, они уйдут из этого дома другими, а если бы Ник был пустой человек, он бы не ушёл другой, - поделился Егор Уланов.
Ощущение одиночества в семье Марты и Джорджа усиливается тем, что по какой-то трагической причине у них не получилось завести детей. Тема бездетности - триггерная точка для этих персонажей. Её продолжает вести и Хани, которая боится иметь ребёнка.
Мария Макушева
- Первое, что у меня возникло в голове: Хани - это человек, который не умеет и не знает и, наверное, не хочет вообще жить и брать на себя ответственность. Она как будто бы всё время прячется за мужем. Это была моя первая ассоциация. А сейчас я поняла, что это современная, обычная девушка, у которой есть травма, в которой она не виновата. В ней вообще никто не виноват. Просто так получилось. И она будет решать эту проблему, - рассказала исполнительница роли Хани Мария Макушева.
Фото: Елизавета Медведева