28 сентября в кинотеатре "Слава" состоится премьерный показ короткометражного фильма "Паноптикум" (16+). Картина полностью снята омским видеопродакшеном RECproduct, объединившим любителей и профессионалов для создания большого медиакомьюнити в нашем городе. Команда собирается делать собственный видеоконтент, раскрывающий Омск с новой стороны. Мы встретились с лидерами проекта, основателем RECproduct Романом Герасимовым и сценаристом фильма Натальей Куслей, которые рассказали о том, сколько стоит снять кино в нашем городе, сюжете фильма и планах на будущее.
- Расскажите, как создавался фильм?
Роман: Мы в RECproduct занимаемся не только видео, но и можем полностью создать песню на заказ, снять клип и создать ивент-шоу. А непосредственно с видеосъёмкой мы работаем меньше года. Первым нашим крупным проектом в этом направлении стал рекламный ролик для "KIA Барс". Он получился очень крутым. После этого было небольшое затишье в работе, которое мы использовали для того, чтобы определиться с тем, кто мы такие, чего мы хотим, какая у нас философия, стратегия. По итогам этого творческого самоопределения мы пришли к такому художественному проекту.
Наталья: Мы хотели прыгнуть выше головы, потому что главная идея нашего продакшена - ломать стереотипы. Точкой кипения стало то, что многие омичи уезжают из Омска в Москву, Питер. Мы спросили ребят, почему они уезжают, на что получили ответ: "В Омске нельзя снять ничего нормального, тут ничего для этого нет". И вот мы решили доказать всем, что в Омске есть всё необходимое. Мы нашли людей, собрали большую команду. Для нас это был вызов.
Роман: У нас не получается стабильно создавать контент, который мы уже умеем делать. Например, музыкальные клипы. Мы разобрались, как они делаются, но нам хотелось чего-то нового. Так мы и пришли к идее, что хотим снять короткометражный фильм. Мы даже не до конца понимали, сколько на это уйдёт сил и ресурсов.
- Если коротко, о чём фильм?
Роман: Вообще, фильм про пространственно-временной континуум. В нём есть две вселенные: условное постапокалиптическое настоящее и условное будущее, мир киберпанка, в котором существует Омск в 2121 году. Есть главный герой, который живёт в настоящем, где действует вирус, который бьёт в лобную долю мозга, делает человека агрессивным, не контролирующим свою злость. Наш герой хочет спасти от вируса свою жену. Но главная задача для нас - не столько снять фильм, сколько доказать, что в Омске можно создавать качественный контент и что есть люди, умеющие это делать. Главное, собрать их всех вместе.
- Чем был определён выбор сеттинга фильма?
Роман: Сеттинг был определён нашими желаниями и предпочтениями. Тема относительно ближайшего будущего очень интересна. Мы выбрали именно стилистику киберпанка, потому что её можно очень красиво обыграть. Наша задача - удивить. А в десятиминутном фильме вряд ли это можно сделать каким-то крутым сюжетом или потрясающей игрой актёров. Поэтому мы сделали упор на визуал.
- Кто делал графику для фильма?
Роман: Изначальная идея была в том, чтобы над фильмом работали только омичи. Поэтому графику тоже делали наши ребята. Правда, один из создателей живёт в Польше, но он омич. Мы с ним познакомились пару лет назад, он рассказал мне, что увлекается созданием такой графики. И когда мы предложили ему поучаствовать в создании фильма про родной город, он решил: "Ребята, я с вами". А так у нас несколько человек, которые занимаются этим. И как раз на графику у нас ушла основная часть нашего бюджета, потому что мы замахнулись на очень серьёзный графический пласт. Тем более, в теме киберпанка её нельзя делать плохо, потому что иначе визуальное восприятие будет потеряно.
- Сколько стоит снять кино в Омске?
Наталья: Скажу честно - очень дорого! Просто за счёт того, что у нас много друзей, партнёров, людей, которые нам помогали бесплатно, мы и смогли серьёзно сэкономить. Перед тем как начать снимать, у нас было порядка 25 разных встреч, на которых мы убеждали людей в крутости нашего проекта. Многие, заинтересовавшись, шли нам навстречу. Ведь в Омске, если создаётся что-то крутое, то это либо что-то корпоративное, либо прямая коммерция. Нам же неважно, окупится этот фильм или нет. Главное, чтобы он заинтересовал зрителя настолько, чтобы они захотели продолжения. Поэтому многие, видя наше желание сделать что-то для города не ради собственной выгоды, помогали нам бесплатно. Например, ресторан "Колчакъ" просто взял и на два дня закрыл заведение для посещения ради наших съёмок. Но если прикинуть, во сколько бы всё это вышло без помощи, то сумма была бы больше 5 млн рублей. Нам же это обошлось намного дешевле.
- Расскажите о процессе съёмки? Какие были проблемы, трудности?
Наталья: Трудностей было много. Это в принципе непростое дело. Но если что-то выделять, то это актёры. Это наша боль. У нас все актёры не профессионалы, и мы изначально решили отойти от этой концепции, потому что у профессиональных театральных актёров есть небольшой минус: они привыкли работать на последний ряд и не могут уйти от этого. Было много классных ребят из театров, но они не играли так, как это видели мы. Некоторые отказывались из-за того, что были заняты в спектаклях, другие - потому что это дебютная работа. Поэтому решили искать актёров среди своих знакомых. Мы очень долго проводили кастинги. Человека на главную роль мы вообще нашли в самый последний день. Но, несмотря на это, нам удалось собрать очень старательную команду.
- Фильм называется "Паноптикум". Почему выбрали именно такое название?
Наталья: С названием нам помог мой преподаватель с факультета режиссуры кино ОмГУ. Он прочитал сценарий и посоветовал назвать фильм "Паноптикум". Вообще, паноптикум - это музей редкостей, странных и необычных вещей. А наш фильм - это симбиоз разных стилистик, временных линий, графических элементов и т. д. То есть, это сборище всего странного, прикольного и необычного. Это если смотреть поверхностно, но если копнуть глубже, то это музей, где на витринах стоят стеклянные колбы с разными персонажами.
- Что будет дальше с фильмом?
Роман: Те десять минут, которые увидят зрители, - это лишь малая доля того сценария, что у нас есть. Так было с фильмом "Майор Гром". Там ведь тоже сначала выпустили короткометражку, посмотрели реакцию зрителей, а потом уже случился полноценный фильм. Меня очень вдохновляет история создателей этой ленты. Почему бы не сделать что-то подобное у нас? Тем более, что сценария нам хватит и на полный метр, и на сериал. Осталось дождаться оценки зрителей.
- Представим, что людям понравился "Паноптикум". Что им нужно сделать, чтобы помочь вам продолжить работу?
Роман: Мы хотим создать большое медиапространство, в котором будет много заинтересованных людей и которое будет развиваться и развивать. Поэтому мы, чтобы как-то заработать на продолжение, запускаем курсы, в которых люди смогут открыть для себя что-то новое или прокачать уже существующие навыки. Не стану скрывать, этими курсами мы ещё и ищем себе талантливых людей, которых будем подключать к себе в команду. Мы считаем, что Омск - классный, офигенный город, и хотим, чтобы он ассоциировался не только с какими-то мемами и странными новостями. Поэтому наша цель - создать большую медийную тусовку, которая бы сделала из нашего города бренд.
- Чуть больше месяца назад я записывал интервью с Сергеем Киргинцевым, создателем бренда "Омич". Он тоже хочет создать подобное комьюнити и считает, что у Омска для этого есть всё. Вы согласны с ним?
Роман: Я не знаком с Сергеем Киргинцевым, но его идея и мнение мне близки. То, что в Омске есть большой потенциал - это априори, это неоспоримо. У нас есть и люди, и места, и возможности. Тут вопрос даже не в том, есть ли у нас ресурсы, а в том, как их применять. Ведь развивать город можно разными способами: создать бренд одежды, развивать киноиндустрию, открывать рестораны, какие-то мастерские, свой бизнес. Ресурсы есть, было бы желание.
- Тогда почему весь этот потенциал так слабо реализуется?
Наталья: Потому что люди не верят в это и хотят получить результат сразу. У всех есть базовые потребности, которые нужно удовлетворять. А когда ты приходишь в какой-то проект, понимаешь, что тебе какое-то время придётся работать на голом энтузиазме. Люди не готовы к этому. С одной стороны, их можно понять, а с другой, эти проекты могут им принести гораздо больше, чем они получают сидя в офисе. К тому же у нас город (это немного грубо) единоличников. У нас люди всего хотят добиться сами, забывая о том, что большое создаётся только командой. У нас есть продакшены, которые открыто заявляют о конкуренции. Мы против неё. Они не согласны с концепцией "Мы все друзья. Мы будем вместе двигать город вперёд" и работают на себя.
Роман: В Омске много людей, которые могут создавать какие-то вещи на высоком уровне. Просто потом все они уезжают туда, где больше возможностей раскачать своё имя и свои проекты. Наша философия диаметрально противоположна - мы хотим оставаться и работать здесь!
Фото: Илья Петров