Интервью  •  27 января 2021, 17:53, последнее обновление 8 июля 2024, 15:56

Gesundheit! Как работает программа "Земский учитель" в Омской области

Мы пообщались с педагогом, которая ради работы в сельской школе уехала из региона, где родилась и жила.

С 2020 года в Омской области запустили программу "Земский учитель". Десять педагогов, прошедших конкурс, при решении работать в сельских школах России, получают подъёмные в 1 млн руб. Проработать в сельской школе необходимо в рамках контракта 5 лет. Программа призвана решить проблему нехватки кадров в школах малых населённых пунктов страны.

Корреспондент "Омск Здесь" пообщался с педагогом - участником программы. Учитель немецкого языка рассказала, почему решилась на переезд и каким должен быть настоящий учитель. Какие они - современные дети и почему сначала любить - потом учить.

Вышегородцева Валентина Александровна, 36 лет. Стаж работы педагогом 16 лет. В августе 2020 года приехала из города Асино Томской области в посёлок Марьяновский в 10 км от райцентра Марьяновка. Учитель иностранного языка (английского и немецкого) в Марьяновской средней школе № 3.

- Как вы решились переехать в другую область?

- Идея переехать у меня родилась давно. У меня мама из Омска. Сама я родилась уже в Томской области. Жила и работала в городе Асино. В начале прошлого года узнала о программе, но как-то откладывала решение. Уже в июле, за несколько дней до конца приёма заявок, увидела, что есть вакантные места. Решила подать заявку, и, как говорится, судьба. Другие регионы не рассматривала. А вот районы Омской области… так получилось. Увидела Марьяновку, и - всё. Бывает такое, сразу увидела и поняла или почувствовала, что туда. На родину вернулась. Можно сказать, по зову предков (улыбается).

- Многое пришлось поменять?

- В образе жизни особых изменений не произошло. Единственное, люди здесь динамичнее что ли, более эмоциональные, чем в Асино. Я городской житель, поэтому брать дом на земле не хотела. Здесь взяла квартиру. И тоже всё сложилось чудным образом. В посёлке всего два благоустроенных дома, и мне повезло. А насчёт школы… привыкать особо было не к чему. Школа - везде школа. Я человек общительный, с коллективом нашли общий язык быстро. Как будто я здесь и была. И дети встретили меня очень хорошо. В Асино я вела английский. Здесь со 2 по 11 класс только немецкий. Вот и все перемены.

- Как изменились дети, если сравнивать начало вашей работы и нынешнее время?

- За 16 лет работы особой разницы в детях я не вижу. Что тогда, что сейчас дети - есть дети. Руки, ноги, голова. Такие же шумные, как и раньше. Высказывают своё мнение, не боятся. Я люблю работу, школу, заходить на урок, видеть детские глаза. Знаю, что главное - это заинтересовать ребёнка. Тогда он твой, и ты руководишь процессом. Они потянутся к знаниям. Хотя есть заметная проблема. Сейчас дети не выпускают из рук телефоны. Раньше всё сами делали, думали. Сейчас они только и смотрят, как бы списать. Говорят, нам оценка хорошая нужна для родителей и школы. А что в голове - это не важно. Им важно научиться ориентироваться в поиске ответов в телефоне, а не в голове. Это меня, как педагога, печалит.

- Что важнее: образование или воспитание?

- Воспитание. Ребёнка нужно понять и принять, а не впихивать в него знания и требовать отметок. Знания пригодятся не все. А умение радоваться, сочувствовать, работать в команде, пригодятся всегда и везде. Важно, чтобы ребёнок шёл к учителю и с вопросом, и с просьбой. Пока они подходят и просят совета, этот момент надо ловить. Они целый день в школе, родителей реже видят. Поэтому на школе и учителях ответственность огромная не только в части даваемых знаний, но и в воспитании особенно.

- Престиж профессии учителя возрождается?

- Мааааленькими шажками. Раньше учитель на селе был царь и бог. Сейчас не так. Но уже и не так, как было в 90-е годы, когда учи́теля не ставили вообще ни во что. Пока ещё ситуация улучшилась не настолько, чтобы у молодёжи появлялось желание учиться в педагогическом вузе и работать потом с детьми. Вот поступают на иняз 20 человек, к концу 5-го курса остаётся семь. Из них не все пойдут в школу. Это же надо любить, этим надо хотеть заниматься, понимать значимость работы. Меня спрашивают, почему я не пошла работать переводчиком, а выбрала школу? Потому что я хочу работать учителем. Школа меня подпитывает, я на работу иду с радостью. Я на своём месте. Вот когда на работу идти тяжело, тогда не надо этим заниматься, тем более с детьми работать.

- В чём не должен быть замечен учитель ни в коем случае?

- Для меня табу - покупать в магазине алкоголь. Кафе-бары какие-то тоже, считаю, не стоит учителям посещать, ругаться матом. Что касается скандалов с купальниками, не считаю это нормальным. Учитель - человек, отдыхает, как все, имеет право. Всё в рамках приличия. Если учительница ещё и красивая, то это может вдохновить даже некоторых девочек стремиться к красоте, стройности, ухаживать за собой. Но личная жизнь учителя должна оставаться личной.

А ещё я терпеть не могу, когда учитель кричит. Некоторые мои коллеги в предыдущей школе считали, что с детьми можно общаться только на повышенных тонах. Объясняют это тем, что их так приучили дома, родители, и они по-другому не поймут. Это неправда. С каждым ребёнком можно и нужно говорить. Бывает разное. Они проверяют на прочность, выводят специально, чтобы посмотреть реакцию и найти поддержку и принятие с твоей стороны. Но они всё понимают. Они все готовы идти на контакт. Когда учитель повышает голос - ребёнок будет бояться, уважать нет. И какая-нибудь злая кличка за таким педагогом точно закрепится. Что-что, а фантазировать дети умеют (смеётся).

- А у Вас был любимый учитель?

- Конечно. Это учительница немецкого языка Онофричук Любовь Михайловна. Приехала к нам, когда я училась в 9-м классе. До этого была другая - скучные и нудные уроки. Мы просто сидели, читали, переводили и ненавидели иностранный язык. Пришла молодая учительница, уроки ожили. Мы пели, ставили сценки, и я влюбилась в учителя и в предмет. Хотя с детства хотела стать педиатром, благодаря Любови Михайловне решила, что стану учителем иностранных языков. И стала. Нисколько не жалею.

- Любимчики среди учеников есть?

- Вообще, нет… У меня есть классное руководство в 6 классе. Ребята даже сами говорят, что я отношусь ко всем одинаково, никого не выделяю и не принижаю. Они не чувствуют что кто-то обделён. Я всех люблю.

- Почему учителя не хотят ехать на село?

- Дело не в учителях или проблемах школы. В сельской местности и школа, и дети ничем не отличаются от города. Люди стремятся к комфорту, и так было всегда, и это нормально. В посёлке два магазина. С прошлого года нет своего терапевта. Вот и получается, нет того или того, и люди, в том числе педагоги, уезжают туда, где нужное есть. Зато у нас в посёлке все учителя - универсалы (улыбается). Могут вести несколько предметов. Развиваются сами.

- Какая главная проблема современного образования?

- Лично мне при работе сейчас не хватает технического оснащения класса. Современного оборудования. У детей телефоны выполняют гораздо больше функций, чем я могу использовать при ведении урока. Не все школы ещё оборудованы тем, чем надо. Не везде есть интернет, проекторы. Потребности образования и техническое развитие мира в целом больше, чем могут предоставить школы, особенно на селе. Что касается учительских отчётов - это просто часть работы, и меня это не нагружает сверх меры. Зарплата, в общем, тоже меня устраивает. В остальном надо исходить из того, что есть, и стараться делать по максимуму возможное.

- Нужна ли программа "Земский учитель"? Или кто хочет, тот и так переедет?


- Нужна. И чем дольше она будет работать, чем больше учителей охватывать, тем быстрее решится проблема кадров в школах на селе. Я хотела уехать из Асино давно. Но вот как переехать в незнакомый регион, на пустое место с двумя детьми? Скитаться по съёмным квартирам? Учителю, чтобы заработать на жильё, надо лет 10-15, а то и больше. А тут ты понимаешь, что поддержка есть, что всё честно. И детям хорошо, и школе, и мне. Когда я подавала заявку, желающих было очень много, в том числе из Омской области. Кто-то отказывается, и освобождается место, как получилось у меня. И для меня это был шанс. Я приехала в конце августа, а уже в начале октября мне перечислили деньги. С другой стороны, есть минусы - учитель из другой школы, получается, уходит, и там возникает дефицит педагогов. Неплохо было бы придумать мотивацию для всех педагогов.

- Через пять лет, согласно контракту, вы можете покинуть Марьяновский район. Останетесь?

- Да. Сегодня говорю это с уверенностью. Но жизнь штука сложная, никогда не знаешь, что она может подкинуть. Сейчас мне и моим детям здесь очень нравится. Квартира есть, школа рядом, востребована на любимой работе, хорошие люди окружают. А ещё здесь природа, свежий воздух и тишина.

- Как отдыхаете в отпуске?

- Отключаюсь от работы полностью. Занимаюсь только своими родными детьми. На звонки от родителей и директора отвечаю крайне редко. Это необходимо, чтобы набраться сил, новых идей, эмоций, которые понадобятся в новом учебном году.

- Любимая фраза или слово на немецком языке?

- Слово die Sehenswürdigkeit - достопримечательность. Звучит красиво. А фраза… Gesundheit - Будьте здоровы!

Читайте также