Корреспондент "Омск Здесь" встретился с педагогом дополнительного образования БОУ ДО "ЦТТ "Мечта" объединений "КартMaxi" и автомногоборье, победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства Дмитрием Клениным и обсудил причины, по которым стоит "сердце отдавать детям". Конечно, мы не обошли стороной проблемы, которые есть в системе дополнительного образования и, в частности, в картинге.
Почему Вы решили участвовать в этом конкурсе, ведь это отнимает очень много времени?
Решил испытать свои силы в творческом плане, уже как педагог, потому что за 10 лет накопился приличный опыт, а кроме спортивных результатов заслуг нет, надо было это исправлять.
Это был муниципальный этап конкурса, дальше областной и российский. На заочном этапе будет визитная карточка обо мне, моя программа обучения и видео открытого занятия. Очный этап - это открытое занятие и педагогическое послание профессиональному сообществу. К финалу - мастер-класс и дискуссия. На их подготовку даётся всего несколько дней. Затем уже российский этап. На муниципальном этапе конкуренция была небольшой - всего 11 человек, после заочного тура осталось восемь, в финал вышли пять.
Почему так мало участников в нашем большом городе?
Конкурс сложный. Ему надо посвятить определённый этап своей жизни, иногда приходилось переносить занятия, готовиться ночами. Семье приходилось терпеть, уделял им минимум времени. Репетировал речь даже в машине. Отменил своё хобби - рыбалку.
Но в финале у меня был такой дикий азарт, что я не мог с ним справиться, когда попал в финал, я хотел только первое место, мне надо было победить - и всё!
Что этот конкурс дал Вам как специалисту?
Творческий рост. После того, как я окончил институт, образовательная система значительно изменилась, много новых законов. Благодаря участию в конкурсе я, во-первых, подтянул свои знания, во-вторых, подглядел у коллег, как они занимаются, преподают, взял у них какие-то мастер-классы, уроки. Это был интересный обмен опытом. Плюс ко всему - перестал бояться, поборол страх публичных выступлений. Этот конкурс - самый большой стресс в моей жизни, серьёзно. Я не любитель выступать перед публикой. Первое выступление у микрофона. Большой стресс, и я научился справляться с этим.
Каким образом?
Просто переборол себя, перешагнул. Ты боишься, но ты идёшь и делаешь. Хотя у нас были специальные тренинги, но мне это особо не помогло. Если сам не готов побороть свой страх, то психолог за один-два раза не справится. Говорят, что самооценка не пострадает - это ерунда. Лично для меня она бы пострадала. Нужно перебороть себя чисто психологически, выйти и сделать это.
Чем занимались после муниципального этапа, когда ждали результат?
Я наконец-то поехал на рыбалку! Это моя страсть. Увлёкся ей ещё в школьном возрасте благодаря другу Саше Таболину. Когда вырос и стал зарабатывать деньги, занялся более плотно, купил дорогие снасти. Участвовал в соревнованиях, в зимних был 28-м из 80 человек, а в летних – третьим из 60. Но в них я не очень люблю участвовать, так как рыбалка - для души. А в соревнованиях тебе надо быстрее, надо обловить других, и "кайф" от самого процесса теряется. Жена поддерживает моё увлечение, ей нравится, что я сам ловлю, сам чищу, сам готовлю рыбу.
Фото из личного архива Дмитрия Кленина
Если говорить о другой Вашей страсти - картинге, когда начали им заниматься?
В картинг меня привёл папа. Олег Вячеславович мой первый и единственный тренер с 1999 года. Он меня во всём поддерживал. Все соревнования мы всегда с ним. Вообще, мой дед был педагогом по картингу, потом мой папа, теперь я, и сын у меня растёт.
У Вас сын дошкольного возраста, чем он занимается?
Пока акробатикой. А в семь лет можно и в картинг пойти. До этого возраста не советуют отдавать ребёнка в секцию по картингу. Этот вид спорта требует от человека больших физических усилий. Идёт нагрузка на шею, позвоночник. А до семи лет у детей, по сути, хрящики, а не кости. Посади раньше, и он заработает искривление позвоночника. Поэтому я отказываю в приёме, если ребёнку меньше 7 лет. Пусть лучше без фанатизма занимается акробатикой или плаванием. У меня у самого уже сказываются спортивные травмы. Картинг - непростой труд.
Многие думают иначе: сел, педали нажал, поехал.
Так рассуждают люди, которые никогда не сидели за рулём спортивного карта и не ехали на нём на скорости 120 км/час по трассе, которая имеет волнистость, пусть даже не большую.
Они не испытывали перегрузок в повороте. Ты испытываешь перегрузки, когда входишь на трассе в поворот со средней скоростью 80 км/час. Когда сам гонял, мне купили шлем формульной серии весом 1400 гр. В нём к середине заезда голова висела на плече. Но потом я его продал и купил настоящий картинговый шлем весом 1200 гр. И в нём я чувствовал себя прекрасно. Это показатель того, как всего 200 граммов влияют на перегрузки. Прокатный карт и спортивный - совершенно разные вещи. В спортивном картинге рёбра высыпаются, редко, но бывает, что ломаются из-за перегрузок. Не от ударов, а из-за того, что очень большое боковое давление на рёбра.
Как же избежать травм?
В первую очередь надо заниматься физическими упражнениями, помимо тренировок на трассе. Для картингистов есть специфические упражнения: шею, руки качать, затягивать мышечный корсет. И, конечно, надо использовать всю амуницию: защита рёбер, шеи. Это в обязательном порядке должно быть. Иначе не миновать беды.
Вы сам хороший спортсмен, картингист, кандидат в мастера спорта. Почему забросили спортивную карьеру и стали преподавать?
Чтобы самому достигать высот в спорте, нужно очень много времени уделять себе, своим тренировкам, прикладывать максимум усилий, но тогда будут страдать мои ученики. Своих ребят я бы не хотел ущемлять. А гонять без достижений не хочу.
Я считаю, что дорос то того уровня, что нужно учить детей. Давно понял, что надо для людей работать, а не для себя.
Что для Вас значит преподавательская работа?
Это моё призвание уже 10 лет. Но то, что я пришёл по призванию, что я это люблю, понял пару лет назад. Я от этого получаю удовольствие. Раньше я всё метался, куда мне пойти, стоит ли оставаться в этом. Но сейчас понял, что я пришёл сюда не зря. Дети, с которыми я работаю, - это мотивация, стимул для саморазвития.
Расскажите про объединение автомногоборье.
По сути это автошкола для детей. Они изучают правила дорожного движения, учатся водить автомобиль. Также изучают конструкцию автомобиля, работу механика - учим крутить гайки. В Омской области проводят соревнования по автомногоборью - весной планируем участвовать.
У вашего объединения картинга были трудности с площадкой. Как решаете проблему?
Трудности всегда есть. Та площадка на ДОСААФе больше подходит для спортивных тренировок, чем для начального обучения. Здесь, где мы сейчас, на Волгоградской, 74/2, много детей, которые занимаются просто, чтобы научиться. Эту площадку мы в 2013 году нашли. Её построил Юрий Грачёв, папа самого именитого омского гонщика Михаила Грачёва, который сейчас живёт в Казани.
Сейчас мэрия вмешалась в сложившуюся ситуацию и теперь поддерживает нас. Администрация города нашла землю и пытается её оформить. Город согласился картодром сделать. Но при помощи тех же самых бизнесменов Авдошиных. Они вроде как снимут полотно и перевезут на новую площадку, а мэрия переработает, вложит средства и положит новое полотно. Возможно, к работе приступят в мае следующего года. Мэрия идёт навстречу. Дай Бог, чтобы до конца дошли и не бросили на половине.
Чего не хватает Омску в системе дополнительного образования?
Проще сказать, чего хватает. Требуют использовать информационные компьютерные технологии на занятиях, но элементарно не хватает проекторов, компьютеров, мультимедийных досок. Для картинга, естественно, не хватает сейчас картодрома. Материально-технической базы не хватает. Кадры есть, они будут. Их будет ещё больше, как только будет поддержка.
На проспекте Мира нашему центру отдали большое трёхэтажное здание, где сейчас автомногоборье. Оно хорошее, но пустовало пять лет. Конечно, там нет ремонта, ничего нет. Сейчас мы всё восстанавливаем. Есть там и площадка 30х30 метров. Но на ней не очень хороший асфальт для занятий картингом. Он подходит для автомногоборья, но не для картинга. Асфальт стоит приличных денег, которых у нашего учреждения нет. Если бы этот асфальт подровнять, то можно было бы там сделать полноценную хорошую школу. Там большие кабинеты и отличные большие тёплые боксы - и карты, и автомобили там можно ставить. Но площадку надо восстановить.
Ваши ученики выступают на соревнованиях?
Да. В открытом чемпионате Тюменской области занимаем призовые места. На Урале пока нет. Там серьёзный уровень финансовой поддержки картинга. Чемпионат Уральского федерального округа почти то же самое, что чемпионат России. Там команда LADA Sport ROSNEFT, Татнефть, естественно, там сумасшедшее финансирование. Ещё там есть татарские команды, которых очень хорошо поддерживают финансово. У нас, к сожалению, такой поддержки нет. Автоспорт в Омске переживает не лучшее время. Раньше у нас в нулевых был подъём, все грезили трековыми гонками, столько народу приходило. Сейчас всё пошло на спад. Дрифт ещё более-менее привлекает, а трековые гонки уже значительно меньше. Хотя это зрелищно. Стоит посмотреть американский Nascar, сколько там собирается зрителей.
Насколько дорогое удовольствие картинг?
Если заниматься профессионально, то очень дорого. В среднем, если всё делать самому, то в месяц не меньше 15 тыс. руб. Это в основном затраты на запчасти. Если в серьезной команде состоять, то там уже десятки тысяч в месяц будут выходить. Это запчасти, работа механика, тренера. Но запчасти тоже сейчас дорогие, потому что в России их не производят, всё итальянское. Они разрабатывают и создают передовые технологии: цари и боги в картинге. Хотя российские спортсмены лучшие пилоты в мире. На последнем чемпионате мира первые семь пилотов россияне, дальше уже идут итальянцы и так далее.
Сейчас модно покидать Омск, и у Вас для этого есть все возможности. Так почему Вы ещё здесь?
Наверное, потому что у меня тут всё есть: мои родители, дети, родители детей. Меня здесь любят, я здесь нужен. Зачем уезжать в неизвестность?
Часто слышу, что в Омске себя невозможно реализовать…
Я же реализовал себя и как спортсмен, и уже как педагог. Да, я не миллионер, не зарабатываю баснословные деньги. Но у меня и нет такой цели, я не гонюсь за деньгами. Если бы для меня это было главным, то я бы, наверное, давно уехал туда, где денег больше. Но я понял, что должен дарить себя детям. Если я пару десятков своих учеников выращу настоящими людьми, и они мне потом скажут спасибо, то можно сказать - жизнь состоялась.