Интервью  •  15 июля 2015, 20:25, последнее обновление 9 июля 2024, 17:56

Алексей Матвеев: "Омичи должны знать про трагедию конвоя БД-5, про подвиг лётчиков, которые спасали людей"

В Салехарде стартует экспедиция на остров Белый, посвящённая изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Погибли 378 военнослужащих и гражданских, преимущественно дети и женщины. Обнаружить их останки и перезахоронить намерены археологи, криминалисты и профессиональные поисковики. В их число входит Алексей Матвеев.

Алексей Викторович, через три дня Вы планируете высадиться на острове Белый. Расскажите подробнее об экспедиции.

То, что будет происходить в этом году, это часть большого проекта "Карские экспедиции", начатого ещё в 2008 году в Ямало-Ненецком автономном округе. Координатор проекта - Юрий Владимирович Шулинин, который начал этот проект по собственной инициативе, а затем нашёл поддержку в лице многих и многих людей, включая губернатора ЯНАО. В этом году, в год 70-летия Победы проект поддержан достаточно хорошо. Будут работать два отряда - морской и сухопутный. Я принимаю участие в работе сухопутного отряда. Его задача - найти на острове Белый братскую могилу пассажиров конвоя "БД-5", погибшего в Карском море в августе 1944 года, провести экспертизу по установлению их личности и перезахоронить. Ещё одной задачей будут раскопки маломерного судна - кунгаса, на котором они спасались.

Что именно произошло в день крушения конвоя в Карском море?

Из города Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 года вышел морской арктический конвой: один большой пароход "Марина Раскова" и три тральщика сопровождения. Конвой назывался БД-5. Аббревиатура означала крайние точки его маршрута: "Белое море - Диксон № 5". На борту парохода находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были и военнослужащие, и гражданские люди. В трюмах парохода были погружены более 6000 тонн продовольствия и технических грузов для Карской военно-морской базы, "Нордвикстроя" и полярных станций Главного управления Северного морского пути. На тральщиках шли военные моряки.

12 августа 1944 года на корабли конвоя совершила нападение немецкая подводная лодка U-365. Она применила новые бесшумные торпеды, которыми сначала торпедировала пароход. С него на тральщики Т-114 и Т-118 начали эвакуировать людей - в основном женщин и детей, поскольку "Марина Раскова" ещё не тонула. Однако вскоре немецкие подводники потопили эти корабли. Большая часть их пассажиров погибла. На плаву остался один тральщик Т-116, который собрал кого мог - около сотни людей - и привёз их в село Хабарово. Немецкая подводная лодка осталась добивать "Марину Раскову".

14 августа 1944 года началась спасательная операция, которая длилась несколько недель. Лётчики морской авиации, военные и гражданские корабли по всему Карскому морю искали плавательные средства с людьми из конвоя "БД-5". Люди находились кто в шлюпках, кто в ботах, кто в кунгасе. Поскольку в это время года шторма в Карском море очень страшные, то было очень холодно, и большая часть людей погибла. Спасти удалось лишь около 150-ти человек. А на остров Белый прибило кунгас с телами людей, которых затем похоронили в братской могиле. Однако за 71 год место могилы было забыто. В этом году задача нашего отряда их найти.

Насколько велика историческая значимость этих событий?

Это великая трагедия. Это самое печальное событие на всём нашем Северном морском пути в годы Великой Отечественной войны. И Диксон, и город Салехард административно относились в эти дни к территории большой Омской области, поэтому мне кажется, что, несмотря на то, что сейчас это территории относится к ЯНАО, омичи должны знать про эту трагедию, про невинно убиенных детей и женщин (ведь конвой не перевозил военные грузы, он доставлял людей на зимовки, отправлял детей к своим родителям), про подвиг лётчиков, которые спасали людей. Это великая утрата и преступление против человечества со стороны немецких подводников. Об этом надо знать, помнить и отдать дань памяти.

Что Вас лично затрагивает в этом историческом событии?

Меня особенно беспокоит, будоражит то, что погибли невинные люди, по большей части гражданские - все дети, которые были на конвое, и большинство женщин. Из 751 человека погибло 378. Я с этим примириться не могу и хочу что-то сделать. Всё-таки год 70-летия Победы, и можно совершить что-то такое в память о своих дедах.

Это не первая экспедиция по поиску конвоя. Что уже удалось обнаружить?

Самая крупная экспедиция состоялась в 2013 году, когда нашли кунгас, торчавший всего на несколько сантиметров из прибрежной полосы. Его откопать до конца не смогли, потому что он находился в зоне прилива и ежедневно затапливался. Участникам экспедиции часами приходилось стоять по колено в студёной воде Карского моря. Мне предложили поучаствовать в экспедиции, и я дал согласие. Буду работать в качестве специалиста-археолога. Опыт археологических полевых работ у меня неплохой. С 1998 года я участвую и руковожу археологическими экспедициями на территории Омской области.

Остров Белый - достаточно суровый край. В чём заключается трудность экспедиции туда?

Главное - это погодные условия: резкие перепады температур, стопроцентная влажность, сильные ветры. Средняя температура 5-10 градусов тепла, но может падать до -30 и подниматься до +30. Но Бог с ними, с погодными условиями как-то сживёмся. Больше всего беспокоят белые медведи, которых на острове много. Они находятся в Красной книге, и делать с ними ничего нельзя. Но когда тонная туша к тебе приближается, от этого, в общем, как-то особых позитивных ощущений не испытываешь. Эта опасность очень серьёзная. Плюс от Салехарда пять часов на вертолете надо лететь, приземляться, месяц находиться в достаточно стеснённых условиях, потом обратно выбираться. Довольно экстремальная будет экспедиция.

Вместе с вами - историками и поисковиками - едут и экологи. Какова их задача?

По всей Арктике проходит большая работа по экологической очистке побережья морей от мусора, прежде всего от бочек с топливом. Параллельно с нами будет работать экологический отряд. У нас с ними разные направления деятельности, но жить мы будем рядом. Работу они проводят колоссальную. В прошлом году в Москве был первый большой фестиваль Русского географического общества под эгидой Сергея Кужугетовича Шойгу (ведь он же является президентом РГО). Там рядом с представительством нашего Омского отделения стояли представители Ямало-Ненецкого автономного округа и других северных регионов, они показывали простые, но уникальные приборы по сдавливанию бочек в больше металлические блины. В сплющенном виде их достаточно легко транспортировать. Бочек из-под топлива и масла много, они очень ржавые и загрязняют побережье. Всю эту отраву надо собирать и вывозить, конечно.

Освоению Арктики сейчас уделяют много внимания.

Да. И не только регионы, находящиеся на Крайнем Севере. Даже наша Омская область заявляет о том, что хотела бы участвовать в арктическом проекте. Насколько я помню из СМИ, в 2013 году был подписан некий документ об участии омских предприятий в изготовлении специального оборудования и приборов для работы в Арктике. А вообще интерес к Арктике связан, прежде всего, с тем, что там у Российской Федерации находятся неразделённые шельфы с залежами полезных ископаемых. Многие страны претендуют на них, в том числе и Америка. Поскольку не существует документа, который разграничил бы шельф, нашей стране необходимо усиливать своё присутствие в Арктике. В Российской Федерации даже создаются арктические войска. Несколько военных училищ будут перепрофилированы в учебные заведения по подготовке специалистов, которые смогут работать и вести боевые действия в тяжёлых полярных условиях. Соответственно им нужна техника, специальные машины, вооружение. Плюс нужно специально оборудование для добычи полезных ископаемых. Поэтому интерес государства понятен к этому региону, и очень хорошо, что при всём при том вспоминают о тех событиях, которые произошли 70 лет назад, когда наши деды обороняли советскую Арктику от немецких фашистов.

У России больше исторических предпосылок для освоения северных территорий.

Конечно. Русские и открыли этот край в XVI веке. Когда Ермак шёл сюда, в Сибирь, англичане неоднократно пытались пройти Северным морским путём до Китая, им это было ближе, чем на юг через все океаны двигаться вдоль Африки и Индии. Но англичане пройти Северным морским путем не смогли. Это в XVII-XVIII веках сделали русские люди. Наше государство столько сил положило и в XIX-XX веках, чтобы освоить этот морской путь. Кстати, именно в Арктике себя впервые проявил будущий адмирал А. В. Колчак. Вы же видите, наше государство возвращает себе ранее утраченные позиции, и Арктика - это одна из них. Это очень здорово. 

Какой результат экспедиции, на Ваш взгляд, будет оптимальным?

Если мы найдем этих людей. С нами будут судмедэксперты очень высокой квалификации, которые проведут исследования здесь же на полевой аппаратуре и смогут установить личности погибших, а потом произвести их перезахоронение с почестями, которые эти люди и заслуживают. Это будет правильно.

Читайте также