Сергей Ефимович, Вы были депутатом первого, второго и четвёртого созывов Горсовета. Какие события на протяжении этого периода были самыми яркими и судьбоносными?
Первый созыв судьбоносный, потому что образовался такой орган представительной власти. Первый созыв был для меня интересен тем, что, во-первых, я первый раз был депутатом, во-вторых, там работали замечательные люди, в каком-то смысле мои учителя: и мэр Валерий Рощупкин, и Константин Подосинников, и Александр Кравец, и Виктор Шрейдер там был, и Сергей Нос - было у кого учиться. Были люди, у которых можно было учиться не только какой-то политической работе, но и чисто человеческим качествам. Как, допустим, Василий Скворцов - замечательный человек, замечательный депутат, конечно, он много дал, мы два созыва вместе за одним столом сидели в Городском Совете. Я благодарен, что меня судьба свела именно с таким человеком.
Какие решения Горсовета врезались в память не только Вам, но и омичам?
Трудно сказать, решений было достаточно много. В каждом созыве их принималось более полутора тысяч. Осталось в памяти решения 47-е и 49-е в первом созыве, когда ещё были местные налоги и предприниматели могли по желанию выплачивать эти средства не в казну города, а на поддержку детских спортивных секций, и тогда этими решениями мы поддержали и не дали умереть детскому спорту в Омске. Ну а потом - Генплан, правила землеустройства.
За 20 лет в Горсовете произошло немало и скандалов...
О, скандальные события начались за день до первого заседания Городского Совета. Это отдельный разговор. Всё было за 13 лет моей работы в Горсовете: насмотрелся, многое понял. Были и срывы заседаний для того, чтобы сберечь муниципальную собственность, были и другие споры. Я считал, что спорить можно в зале, а когда выходишь из зала заседаний, человеческие отношения должны связывать депутатов. Потому что как бы мы ни хотели, каждый депутат, пускай по-своему, но он хочет, на его взгляд, сделать лучше жизнь омичей и нашего города.
Часто ли происходили срывы заседаний?
Конечно, часто. Даже я был инициатором. Тогда, когда решался вопрос о продаже магазина "Знание" на Ленина, 19. Я до сих пор это помню, вопрос тогда стоял достаточно жёстко. Мы не давали администрации продать магазин. Это связано с тем, что ко мне как к депутату, как председателю постоянной комиссии приходили работники этого магазина, объясняли ситуацию, мы туда ходили. Тогда было всё достаточно интересно.
А что касается вообще жизни, то мы жили (особенно второй созыв) не только принятиями решений, мы жили жизнью города. Мы участвовали в поддержке творческих организаций, детских и взрослых. По инициативе Константина Ильича (Подосинникова - ред.), нашего первого председателя, был создан детский дом №6, и мы потом в течение четырёх созывов курировали, делали подарки детям к каждому празднику. Пенкин Михаил Анатольевич во втором созыве возродил хоккейную команду "Юность" (хоккей с мячом) и поддерживал эту команду. Жили нормальной жизнью, той, которой живут омичи. Даже когда были события в Чечне, сам Константин Ильич как председатель ездил туда в командировку, мы собирали продукты, воду и отправляли туда. Мы тоже участвовали в этой жизни.
В конце четвёртого созыва произошли неприятные события - после одного из сорванных заседаний Вас увезли на скорой. Скажите, то совещание было сорвано намеренно или Вы действительно чувствовали себя очень плохо?
Конечно, всё это было взаправду, но ситуация тогда была сложная. Возник вопрос: кто будет управлять городом - сити-менеджер или мэр. В принципе и сейчас этот вопрос окончательно не решён. Тогда мнения разделились, и дай Бог, чтобы новому, пятому созыву не пришлось вернуться к этому вопросу. Возможно, что то решение, которое мы тогда приняли, было бы в любом случае неправильным. Сегодня уже можно более спокойно обсудить всё и решить, может, даже посоветоваться по этому вопросу с жителями города, потому что это действительно судьбоносное решение. Что было, то было.