Интервью  •  16 октября 2014, 16:37, последнее обновление 22 декабря 2016, 04:30

Николай Иванов: "Хотел бы я задать Путину вопрос по поводу ситуации с "Мостовиком"

По прогнозам регионального Министерства финансов, в 2015 году госдолг Омской области снова возрастёт, а к 2017 составит 100 процентов от собственных доходов региона. Объяснить, чем грозит эта ситуация и как власти собираются из неё выходить, "Омск Здесь" попросил члена финансово-бюджетного комитета Законодательного Собрания Николая Иванова.

Николай Сергеевич, меня как журналиста и жителя Омской области пугают те цифры, которые были озвучены на заседании облправительства. Я имею в виду прогноз, что к 2017 году госдолг нашего региона составит 100 процентов собственных доходов. Чем это грозит? Как Омская область будет выходить из такой ситуации?

Займы, перекредитование. Видимо, Правительство Российской Федерации не видит в этом ничего сверхъестественного. Некоторые регионы сейчас имеют государственный долг выше собственного бюджета.

Мы не так далеки от этого…

Да, нас, депутатов, тоже это беспокоит. Мы спрашивали Министра финансов Риту Фомину, она сказала, что ничего страшного в этом нет. Перекредитование, дополнительные субсидии из федерального бюджета. Якобы это нормальный процесс.

Разве это может продолжаться бесконечно?

Сложно сказать. Сейчас цены на нефть падают, соответственно, с бюджетом вообще будет проблема - всё в дефиците, ситуация критическая из-за недостатка средств от продажи нефти. Как только ниже 90 долларов за баррель уходит - всё, это огромная проблема для федерального бюджета. Нагрузка ляжет на региональные бюджеты, ещё более усугубит состояние. Какой выход из этой ситуации, сказать очень сложно. И в связи с низкой ценой на нефть субсидии и субвенции регионам могут серьёзно урезать.

Законодательное Собрание Омской области пыталось как-то решить этот вопрос на федеральном уровне? Внести законодательные инициативы, пожелания изменить Налоговый кодекс?

Всё перекладывается на плечи населения. Правительство РФ ищет возможность возместить бюджетные потери из кармана налогоплательщика. Также наверняка бюджет страны сейчас будет урезаться. Как, впрочем, и наш областной. Скорее всего, мы увидим сокращение статей расходов. Вообще считается, что дефицитный бюджет для экономики лучше профицитного. Имея дефицит, власть должна стремиться зарабатывать, искать возможности пополнить казну. Когда денег много, такого стимула нет. Государство, наверное, заставит регионы думать, где искать деньги и увеличивать доходы. В Омской области, к сожалению, сейчас нет гигантских налогоплательщиков, которые серьёзно могли бы пополнить бюджет.

Когда-то были...

Вы, наверное, имеете в виду "Сибнефть"?

Не только. Ситуация с "Мостовиком" тоже оптимизма не внушает.

По нефтезаводу вопрос сложный. Наверное, ничего к нам уже не вернётся. Газпром как-то пытается участвовать в жизни Омской области, какие-то преференции даёт, часть налогов. Но основной доход, конечно, получает центр. "Мостовик" - одного из крупнейших налогоплательщиков - сейчас доведут до разрухи. За счёт чего возмещать эти деньги? Вопрос открыт. Вообще, предприятия почему-то всегда стараются уехать из нашего региона. Видимо, не находят оснований для того, чтобы оставаться здесь, работать и развиваться, где-то в других регионах условия их устраивают больше.

Проблемы "Мостовика" пробили четырёхмиллиардную дыру в бюджетах различных уровней. Кому, по Вашему мнению, было выгодно загнать предприятие в такую… ситуацию? Или, наоборот, не стоит думать, что за этим кто-то стоит?

Это капиталистическая система, выживает сильнейший. Причём касается это не только "Мостовика", а всех успешно развивающихся компаний. Как только предприятие начинает хорошо жить, появляются какие-то рейдеры. Примеров в истории России таких много. Для "Мостовика" сейчас создают такие условия, что он не может работать. Можно ли назвать это рейдерским захватом? Не знаю. Банки ведут себя безобразно, а государство такие предприятия почему-то не защищает. Странно, что такая компания, как "Мостовик", оказалась не нужна. Я бы задал Владимиру Путину вопрос, почему государство в этой ситуации стоит в стороне. 

Читайте также