Олег Смолин: "Законных оснований не утвердить избранного ректора ОмГУ нет"

Первый заместитель главы комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин прокомментировал последние события и слухи в образовательной сфере Омской области.

Олег Николаевич, снова появились слухи о том, что избранного ректора ОмГУ Алексея Якуба могут не утвердить в должности. Есть информация, будто он объявил на заседании ректората, что Москва не торопится подписывать с ним контракт, хотя полномочия Владимира Струнина истекают 22 июня. Вам что-нибудь известно об этом?

Эту тему я обсуждал с двумя федеральными замминистрами. Они о ней, правда, ничего не слышали. Как и я, они полагают, что на законном основании не утвердить избранного ректора вряд ли возможно. Если тема до сих пор ещё не закрыта, значит снова придётся прояснять ситуацию в Министерстве.

А какова Ваша позиция в данной ситуации?

Моя позиция по этим вопросам всегда была одна и та же - коллектив вуза, в частности, классического университета, не глупее министерских чиновников и, соответственно, лучше всех знает, кого ему нужно избирать. Избрали бы Струнина, я бы работал со Струниным, избрали бы Бутакова, то с Бутаковым, избрали Якуба, я буду работать с Якубом.

Слышали ли Вы о том, что три омских гимназии и один лицей попали в рейтинг пятисот лучших школ России, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки РФ?

К сожалению, ещё не слышал. А какие именно?

Гимназии № 19, 115 и 117 и лицей № 64.

Я рад за них. Хорошо известные школы в Омске. Хотя, наверное, не только они достойны были попасть в пятисотку лучших. Я знаю немало школ, которые по качеству работы могли бы попасть в этот список. Например, недавно я был в гимназии № 140. Прекраснейший коллектив, творческие дети. Мне там очень понравилось.

Четыре учреждения из пятисот - это хороший или плохой показатель, на Ваш взгляд?

Давайте прикинем. Четыре от пятисот составляют чуть менее одного процента. Сами пятьсот составляют чуть больше одного процента от общего числа школ России. Поэтому показатель более-менее близкий к среднему по стране. Я рад, что омские школы вошли в этот список, всегда радуюсь успехам наших земляков. Но сами критерии, по которым отбираются школы, нуждаются, мягко говоря, в улучшении.

Что Вы имеете в виду?

При составлении рейтингов учитываются результаты ЕГЭ и победы в олимпиадах. То есть, учитываются результаты "обученности". Между тем, образование, согласно закону, это воспитание и обучение. Наибольшие проблемы в России сейчас с воспитанием. Мне довелось побывать в Британии, где, как я узнал, качество работы с детьми оценивается по нескольким десяткам показателей. Ограничиваться только ЕГЭ и олимпиадами, мне кажется, неправильно. Наши чиновники всё время хотят каких-то упрощённых решений. Нужна целая система показателей для определения лучших школ.

И последний вопрос. Министр образования Омской области Сергей Алексеев два дня назад ушёл в отставку по состоянию здоровья. Вас его увольнение не удивило? Могут ли быть какие-нибудь другие, завуалированные причины ухода чиновника с должности?

Я постоянно общаюсь с людьми из образовательного сообщества и знаю, что из всех министров образования Омской области Сергей Алексеев пользовался большим уважением как министр и как профессионал. Мне жаль, что он подал в отставку. Если там есть какие-то позиции, о которых мы пока не знаем, то, наверное, они скоро прояснятся.

Читайте также