Инна Александровна, на этой неделе Вы представили общественности проект "бюджета, который никому не нравится" - это Ваши же слова. Тяжело ли Вам дались эти публичные слушания, да, собственно, и сам проект бюджета, и согласны ли Вы с не очень-то утешительным вердиктом общественной экспертизы?
Безусловно, мы ожидали такой вердикт общественной экспертизы. Он был прогнозируем, ещё когда мы начали формировать бюджет в июле текущего года и поняли, что при распределении полномочий вновь значительно сокращаются собственные доходы. Причём доходные источники сокращаются не из-за действий Администрации Омска. Безусловно, мы понимали, что такой бюджет не понравится никому. Общественность была крайне заинтересована теми параметрами, которые мы представили на ее суд. Единственное, что меня порадовало, это то, что бюджетом стала интересоваться молодёжь. Студенты, которые пришли и высказались, что бы они хотели видеть в бюджете, - это очень важная составляющая. Такого раньше не было, люди просто не ходили на публичные слушания. Думаю, это первый индикатор того, что Администрация города всё-таки открыта и готова работать с каждым жителем, с общественной организацией. Это определённая оценка, в этом есть плюс.
Можно ли проследить, как за последние 15-20 лет менялось соотношение собираемых на территории Омска налогов и налоговых поступлений в бюджет города, а также доли муниципального бюджета Омска в консолидированном бюджете области?
У нас такие расчёты есть, но мы их ведём со времён не советской истории, а новейшей истории России - с 2000 года. Расчёты показывают, что если в текущем году, имея бюджет в 14 млрд рублей, мы соответствуем уровню 2007 года, то в следующем году начальные параметры формирования бюджета по собственным доходам будут соответствовать уровню 2000 года. Но надо признать ещё тот факт, что в 2000-м в структуре доходов безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов были минимальными, то есть, по сути, муниципалитет был хозяином города. Те доходы направлялись на развитие города, сейчас же бюджетное налоговое законодательство выстроено таким образом, что определённая сумма средств остаётся на территории Омска, а по остальному мы должны доказать вышестоящему уровню, что претендуем на финансовую поддержку. Это, конечно, осложняет руководству процессы управления городом. Доля собственных доходов Омска в структуре консолидированного бюджета региона сократилась с 34% (в 2000 году) до 6,5% в следующем году. Поэтому делайте сами выводы, в каком мы состоянии.
Критическое состояние муниципальной казны - омская частность или федеральная тенденция? Каково в этом отношении положение столиц соседних субъектов СФО?
Проблемы доходной части - это общие проблемы на территории России. Доходы бюджетов столиц субъектов падают везде, но так, как они упали в Омске, нет ни у кого. Я могу привести такие цифры: собственные доходы бюджета Омска (именно те, которые остаются в нашем распоряжении, на исполнение наших полномочий в расчёте на одного жителя города) - в два, а то и больше раза меньше аналогичных показателей бюджетов других субъектов. На одного жителя Омска сегодня приходится 7,5 тысяч рублей, в следующем году это будет 6 тысяч. В Новосибирской области эта цифра составляет 15 тысяч рублей, в следующем году - 16. В Казани в текущем году 10 тысяч, но в следующем - чуть меньше 9,5. У них тоже тенденция к снижению, но всё-таки их показатели значительно выше уровня бюджетной обеспеченности Омска.
В условиях, когда нужно постоянно экономить, очень сложно набирать политический вес и претендовать на симпатию горожан. Есть ли в планируемых на будущий период расходах что-то такое, что вдохновило бы и порадовало омичей?
Я думаю, что омичей радуют активные в последнее время темпы решения проблемы дошкольного образования. На них обратило внимание высшее руководство страны. Помогая нам совместно решать эту проблему, область и федерация в последующие три года направят огромные средства для сокращения очерёдности в детских садах города. Придаётся большое значение переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что тоже должно вдохновить омичей, ждущих расселения долгие годы.
Вы сейчас активно работаете над увеличением доходной части бюджета, один из резервов - переоценка кадастровой стоимости земли в сторону увеличения. Вы говорите о том, что действующие, по сути, преференции омскому бизнесу - минимальная среди соседей стоимость земли - не приносят должного экономического эффекта в виде налогов. Но если земля, как, допустим, в Новосибирске подорожает в четыре раза, не усугубится ли ситуация: вдруг наш и так хиленький бизнес исчезнет с лица омской земли?
Об исчезновении омского бизнеса идти речи не должно. Надо признать тот факт, что в основном кадастровую оценку в сторону значительного снижения пересмотрели крупные налогоплательщики. Поэтому нужно вести работу именно с ними. Та же ТГК-11 на протяжении ряда лет закладывала в тариф сумму расходов на оплату земельного налога по той кадастровой стоимости, которая устраивали и город, и саму компанию. Поэтому я думаю, что претензии в отношении сокращения этих расходов не совсем обоснованы. Ведь те доходы, которые поступают от крупных налогоплательщиков, идут на решение жизненно необходимых проблем жителей Омска. Здесь можно привести в пример и "Омскшину", и "Газпромнефть", которые значительно сократили объём налоговых доходов в наш бюджет.
Самый быстрый способ пополнить казну - приватизация муниципального имущества. Процесс этот из года в год скандальный, потому что, как правило, уходят с молотка "лакомые куски". Насколько обширна Ваша программа приватизации и есть ли там объекты, продажа которых придется не по вкусу омичам?
Мне признаваться не в чем, всё очень просто: всё продали до нас. Самые большие поступления в части неналоговых доходов (от реализации программы приватизации) проходили в 2007-008 годах. Объекты, выставляемые на торги сегодня, уже никто не хочет арендовать. Мы вынуждены предлагать арендаторам полуподвальные и подвальные помещения. Поэтому нельзя говорить о том, что мы продаём какие-то лакомые куски. У нас даже в программу приватизации такое не заявляется.
Можно ли сегодня говорить о консолидированной региональной финансовой политике? Есть ли понимание со стороны области, стремление поддержать муниципалитет? Или где деньги, там ссоры неизбежны?
Раз существует понятие "консолидированный бюджет", значит, должно существовать и понятие "консолидированная финансовая политика". "Ссоры неизбежны" - это немного бытовое выражение, которое неприемлемо в нашем сотрудничестве. У каждого есть своя позиция, но в существующих обстоятельствах мы идём на компромисс, нам приходится договариваться.
На помощь рассчитываете?
Да. На помощь рассчитываем всегда.