Владимир Радул

О "сепаратизме" на территории Омской области, планах на создание неформального Правительства, назревающем в регионе муниципальном бунте и губернаторских амбициях: чужих и собственных.

Владимир Владимирович, Школа милиции, аспирантура, Министерства экономики, затем социальной защиты, глава Аппарата Губернатора, заместитель руководителя территориального управления Росстата. Я правильно перечислила этапы Вашей карьеры, и чем Вы занимаетесь сейчас?

Абсолютно правильно. А сейчас мой официальный статус - временно безработный, хотя я не зарегистрирован и в службу занятости, конечно же, не ходил. График у меня достаточно насыщенный. Я занимаюсь политическим консультированием. У нас идут выборные кампании различных уровней, стараюсь все отслеживать. Буквально недавно ко мне обратились из другого региона СФО, чтобы я возглавил рабочую группу по разработке программы социально-экономического развития одного из муниципальных образований. Есть определенные предпринимательские структуры, которые хотят поучаствовать в различных конкурсах, тендерах, хотят разработать какие-то программы, но не знают, как и в какую дверь постучаться в органы власти и управления. Ко мне сегодня обращаются за тем, чтобы я помог и рассказал, как лучше это сделать, имея как раз опыт госчиновника. В последнее время у меня все больше формируется идея по созданию своей организации, структуры, которая бы занималась политическими технологиями, выборными делами, проведением социологических исследований. За этот период времени я понял, что мой опыт сегодня весьма востребован. А если это так, то почему бы его не превратить в занятие бизнесом?

Видимо, одной из самых обсуждаемых тем в ближайшее время будет "Программа развития Омской области", которую разрабатывает Strategy Partners Group по заказу областного правительства. Была ли у Вас возможность познакомиться с этим документом? Если да, то увидели ли Вы в ней что-то принципиально новое, или, напротив, обратили внимание на преемственность с планами предыдущего правительства?

Честно говоря, в целом увидеть эту стратегию у меня не было возможности, думаю, как и у многих жителей нашего региона, экспертов, предпринимательского сообщества. Складывается такое впечатление, что она разрабатывается кулуарно, а потом будет чуть ли не явление народу этого великого труда. Мне известно то, что есть в СМИ, открытых источниках и то, что было презентовано на закрытом заседании регионального правительства. Ничего нового, скажу сразу, для себя я там не нашел и не почерпнул, поскольку идет разговор об организации тех же кластеров, которые уже были сформированы и получили развитие еще при команде прежнего правительства, при бывшем губернаторе Леониде Полежаеве. Я эти кластеры сейчас перечислять не буду, о них уже все знают. Кроме того, у меня сложилось такое впечатление, что разработка этой стратегии является неким насосом по выкачиванию денег из областного бюджета. Намерения разработчиков этой стратегии таковы, что на самой разработке стратегии дело не кончится, в дальнейшем планируется создание некой корпорации при региональном правительстве, которая будет контролировать и отслеживать реализацию этой стратегии. С мая по сентябрь текущего года планируется внесение изменений в региональный бюджет и создание неких структур при каждом региональном министерстве. То есть, я так понимаю, речь идет о создании параллельного и неофициального или неформального Правительства Омской области. Это, конечно, будут и деньги совершенно другие - не те 30 миллионов, которые, как говорят, были потрачены на разработку этой стратегии.

Тем не менее, новая стратегия наверняка идет в русле, что называется, трендов федеральной политики?

Вот это еще один принципиальный момент! При ознакомлении с основными направлениями этой стратегии возникает вопрос о том, почему она касается создания кластеров только на территории Омской области, и никоим образом это не пересекается с какими-то уже принятыми и действующими программами в Сибирском федеральном округе и в целом в России. Хотя мы прекрасно знаем, что есть Стратегия развития Российской Федерации, есть многие направления и программы, которые были приняты и действуют сегодня в рамках Сибирского федерального округа - и на базе существующей организации межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", и огромная программа "Сибирское машиностроение", направления которой распределены по функционалам между регионами. Симптоматичным является то, что, в частности, на официальном сайте СФО размещен пресс-релиз о том, что 26 февраля этого года под эгидой полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского было проведено совещание по созданию кластера тяжелого машиностроения в Сибири. В нем приняли участие более 30 руководителей крупных промышленных предприятий Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского края, но ни слова не сказано о руководителях предприятий и представителях власти от Омской области. Более того, в этот же день 26 февраля действующий губернатор провел два совещания: одно с руководителями крупных предприятий, другое с оборонщиками, где как раз обсуждалась эта стратегия развития нашего региона. Складывается двоякое чувство: либо нас не пригласили в Новосибирск для обсуждения вопроса о создании сибирского кластера, либо мы игнорируем общепринятые федеральные и региональные программы и не хотим в них участвовать, а придумываем свой велосипед. Но, простите, тогда нужно, наверное, ставить вопрос о развитии сепаратизма в Омской области.

Пока документ разрабатывается и обсуждается кулуарно, он не передан в прессу. Часто и другие мероприятия закрывают для негосударственной прессы. Многие считают, что декларации Виктора Назарова об информационной открытости правительства наталкиваются на противодействие Аппарата губернатора и Главного управления по делам печати. На Ваш взгляд, такое вообще возможно и кто определял основные направления информационной политики в прошлом составе правительства?

Я думаю, что это именно так и происходит. Я могу вам задать встречный вопрос. Вы уже неоднократно приглашали Виктора Назарова к себе в студию на интервью, в том числе, насколько я помню, вы это делали публично: и в эфире, и задействовав наружную рекламу. Но до сих пор…

...жду.

Ждете. Вот это частично ответ на вопрос, существуют ли сегодня открытость правительства или ее не существует. Сегодня за истекшее время деятельности нынешнего правительства я, пожалуй, не слышал ничего, кроме того, что имиджмейкеры наклеили стикеры "Я езжу по правилам".

…которые они уже сняли, кстати.

Правильно, сколько можно ездить по правилам? Еще меня удивило, что губернатору почему-то с нашими омскими кадетами встретиться легче в Москве, нежели в Омске. Других информационных поводов я пока не вижу. Закрытость деятельности Правительства и существует, потому что, наверное, им показывать пока вообще нечего. Дождемся снисхождения в массы этой стратегии, и может быть, потом появятся какие-то инфоповоды. Раньше никто не задавал каких-то курсов на информационную политику. Были четко поставленные задачи Правительству, их нужно было доводить до населения, рассказывать, что и как будет реализовываться и что от этого получат люди. Леонид Константинович всегда жестко требовал только одного: чтобы каждый житель лично знал, какие существуют государственные и муниципальные услуги, и как он может ими воспользоваться. Я помню, на одном из заседаний Правительства Полежаев публично и резко отчитал одного из министров за то, что в связи с изменением законодательства 400 тысяч памяток не распечатали и лично в руки не раздали пенсионерам. У нас и такое было, а что у них есть сегодня – мы не знаем.

Но в бытность Полежаева на посту губернатора Вы ведь тоже работали не со всеми СМИ, были и неугодные?

Я не могу назвать СМИ, с которыми мы принципиально не сотрудничали, за исключением, наверное, единственного - "Домашней газеты". Мы активно работали со всеми телекомпаниями региона, со всеми интернет-ресурсами: региональными и общероссийскими информационными агентствами. У нас были заключены договоры на сотрудничество, в том числе, и с федеральными телеканалами и газетами. Мы не только доводили до населения курс Правительства, но и работали над созданием положительного имиджа Омской области в стране, потому что в конечном результате это способствует и привлечению инвесторов, и подогревает к нам интерес людей.

Нынешние выборы в Кормиловке показали, как остро разворачивается в регионе политическая борьба, возможно, это следствие процессов демократизации, одни говорят, что это хорошо, другие ругаются, при этом самые спокойные определения ситуации - бардак и коррупция. А ведь Омской области предстоят выборы куда выше районного уровня.

Я не знаю, чем эта история закончится, но это первая искра в выборной кампании новой команды, нового правительства. Знаю, что на территории других муниципальных районов (не только в Кормиловке) тоже не все спокойно. Давайте возьмем Одесский, Нововаршавский, Омский районы, где депутаты местных Советов обещали повторить ситуацию Кормиловского района и поставить вопрос перед Правительством об отставке главы. Что касается будущих более серьезных выборов, то, конечно, пример Кормиловки не делает чести руководителям направления внутренней политики на территории региона и подталкивает к тому, чтобы выборы губернатора Омской области состоялись досрочно. Пока действует закон о выборах главы региона. Не известно, как изменится федеральное законодательство, будем ли мы в следующий раз выбирать губернатора либо его пропустят через Законодательное Собрание. Но, даже исходя из действующего законодательства, можно предположить, что если не произойдет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, досрочные выборы губернатора Омской области будут в 2014 году. Если какие-то серьезные просчеты, ошибки произойдут в этом году, то вполне допускаю, что выборы будут и раньше.

Кто, по вашему мнению, может стать участником этих потенциальных досрочных выборов?

Будет попытка действующей власти остаться. Вряд ли действующий губернатор пойдет на новый срок - неважно, выборы это будут или назначение, - но, скорее всего, будет сформирована другая группа, в которую войдут Зуга и Гамбург. С другой стороны, достаточно серьезна кандидатура Андрея Голушко. Несмотря на то, что в прессе Андрей Иванович говорит о том, что не будет участвовать в выборах и ему неинтересно быть губернатором Омской области, мы с вами прекрасно понимаем, что есть поручение руководства страны и правящей партии о том, что даже если не хочешь, иногда - надо. Я вполне допускаю, что руководство страны доверит или поручит Андрею Ивановичу участвовать в выборах главы Омского региона. Третья кандидатура, которая заявилась на досрочные выборы, - это Олег Денисенко. Но, на мой взгляд, ему предложат один из регионов центральной части России, возможно, Кировскую область. Обязательно в будущих выборах примет участие шрейдеровская группа. Вполне допускаю, что Виктор Филиппович сам будет баллотироваться. Допускаю вариант, когда чтобы успокоить население и политические бизнес-элиты региона, нам вполне могут прислать губернатора из федерального центра, как это было сделано, например, с Басаргиным (Виктором - губернатор Пермского края - Ред.) или Гордеевым (Алексеем - губернатор Воронежской области - Ред.). Пока что политический расклад примерно такой. И еще. Вся моя жизнь связана с Омской областью, и я как человек, которому небезынтересна судьба региона, тоже обязательно приму участие в будущих выборах. В какой форме - я пока не знаю, но определенные договоренности уже существуют, переговоры и формирование будущей выборной команды я веду уже сейчас.

Читайте также