Игорь Антропенко

О попытке избежать "синдрома Зуги", эмпирических переживаниях и капитальных вложениях, связанных с омской землей, штампе в паспорте и прочных отношениях с омской налоговой инспекцией, деньгах для депутатов и наметившемся "хэппи-энде" в мутной истории с отцом.

На пресс-конференции в период выдвижения на пост мэра Омска Вы намекали на то, что можете стать консолидированным кандидатом от оппозиции. Вы рассчитывали на поддержку, которой не случилось. Может быть, потому что Вы раньше времени об этой поддержке заговорили?

Может быть, и так. Кто-то верно уже подметил, что у меня небольшой опыт участия в избирательных кампаниях, наверняка, этот фактор сказался. Возможно, это была одна из причин, не позволивших создать коалицию. Может, меня подвела некоторая поспешность, а, может быть, неопытность, незнание некоторых моментов, которые стоило знать.

Многие издания иронизировали, что Вы пришли на пресс-конференцию с газетой "Красный путь". Я так понимаю, у вас были теплые отношения с омскими коммунистами. После того, как они выдвинули Жаркова, а не Вас, отношения стали прохладнее?

Не совсем так. Действительно, я пришел с газетой "Красный путь". Почему? Потому что электоральная база коммунистов большая, и это – один из кирпичиков сцен коалиции. Что касается движения Жаркова, то там получилось так: сначала я снялся, потом они приняли решение, кого выдвигать. А насчет "охладились" ли отношения?.. Ну, это, знаете, все же не отношения с девушкой, когда они чуть горячи или чуть прохладнее, это все же такие определенные прагматичные отношения. Мне трудно охарактеризовать их определенной степенью теплоты.

Вы для себя какие-то выводы сделали? Расстроились из-за первой политической неудачи? Или даже когда подавали документы в Горизбирком, Вы планировали не победить, а, скорее, заявить о себе?

Сильно я не расстроился, потому что это была первая попытка. Зато я наработал определенный политический опыт создания коалиции, теперь себе более ясно представляю, что нужно делать для того, чтобы ее создать. И за это время работы познакомился со многими людьми, а со многими как-то иначе теперь выстроены отношения – это тот человеческий капитал, который накапливается, я думаю, он себя еще как-то покажет, реализует. Когда подавал документы, у меня был настрой на победу. Это у меня такое кредо: если чем-то пытаюсь заниматься, то стараюсь делать это хорошо. У меня-то как раз амбиции были выиграть. Я снялся исключительно потому, что не смог достичь политической коалиции и, стало быть, не смог бы выиграть эти выборы. А занимать почетное второе, третье, четвертое, пятнадцатое место я ни при каких обстоятельствах я не хотел. Скажем, "синдром Зуги" мне не нужен.

Кандидат Игорь Антропов появился примерно в то же время, как Вы сняли свою кандидатуру. Эти события были связаны?

Я узнал о его появлении после своего снятия.

Само его появление было простым "звукобуквенным" совпадением, на Ваш взгляд?

Вы же записываете это? Поэтому я скажу, что не знаю.

Считаете ли Вы вообще прошедшие выборы мэра легитимными? Все-таки низкая явка многих настораживает.

С точки зрения процедуры выборов нельзя говорить, что выборы были не легитимными. Там была масса наблюдателей, которые подчеркнули, что никаких нарушений они не обнаружили, поэтому нельзя говорить о не легитимности выборов. С точки зрения кандидатов дело в том, что, действительно, один из кандидатов был заведомо более референтным, чем другие. Но это – его преимущество. Желаю ему успехов на новом поприще. Наверное, так бы я ответил.

Расскажите, как вам работается сегодня в Омском городском Совете: чувствуете ли Вы себя уже включенным в омскую политическую жизнь, и удается ли находить общий язык с другими депутатами?

Впечатления от работы депутатского состава Горсовета у меня положительные. Мне очень импонирует, что, действительно, складывается, некое такое ядро, некое такое… ну, или команда (назовем ее так), которая в основе своей профессиональна. Это люди, имеющие опыт законотворческой деятельности, работы в представительных органах власти, умудренные житейским опытом омичи, хорошо знающие город, людей, проблемные зоны. Я не чувствую, что я чужой здесь. Я некий "элемент конструкции". Постараюсь внести позитив в работу этого органа, надеюсь, что мне плодотворно будет работаться в Горсовете и дальше.

Проводите ли Вы как депутат встречи с населением? С какими просьбами и жалобами приходят к Вам люди? Еще мало времени прошло, конечно, но, может, уже удалось решить чьи-то проблемы?

Я расскажу только о некоторых обращениях. Темы самые разные, например, неасфальтированность дорог внутридомовых территорий, необустроенность детских игровых площадок, отсутствие приборов учета, вопросы оплаты мест общего пользования, отсутствие мест в детских садах. Из не совсем стандартных я бы выделил обращение общественной организации "Друг", которая занимается проблемами бездомных животных. Я подготовил инициативу внести изменения в городские нормативные документы, смягчающие арендные платежи данным категориям организаций. Это из того, что сделано. Кроме того, помимо нескольких десятков обращений в разные инстанции, в исполнительные органы, в законодательные органы власти Омской области мы постарались произвести максимальное количество встреч с избирателями. Поскольку я избирался по 12-му округу, но получил мандат депутата от единого избирательного органа, я не связан с определенной территорией, и я работаю с обращениями граждан независимо от их места проживания в городе Омске. Может быть, с какой-то политической перспективой.

Получается, из Горсовета ушел один из самых уважаемых депутатов, спикер Вячеслав Двораковский. На данный момент городской орган представительной власти обезглавлен. У спикера, конечно, есть заместители, но, учитывая, как тяжело их депутаты избирали, не факт, что председатель ОГС будет выбран из числа сегодняшних замов. Будет ли фракция "Справедливая Россия" бороться за кресло спикера, или Вы готовы поддержать кандидата от иной политической партии?

Вячеслав Викторович был очень сильным спикером – это, однозначно, такая консолидирующая фигура. Работать в Горсовете под его руководством было легко, с одной стороны, а с другой – и конструктивно. Мы рассмотрели достаточно много вопросов за эти короткие сроки, и это, наверно, одна из причин, почему избиратели отдали свои голоса Вячеславу Викторовичу на выборах градоначальника. Конечно, без спикера, я думаю, нам некомфортно будет, я бы рекомендовал депутатскому корпусу не затягивать с этим вопросом. Кто может быть спикером потенциально? Вы знаете, есть несколько кандидатов, но мы в своей фракции еще не рассматривали этот вопрос, поэтому сказать определенно, что мы будем поддерживать кого-то, о ком сейчас напишут в газетах, в СМИ, наверное, было бы преждевременно. Пока я могу назвать те черты, которыми, по моему мнению, должен обладать спикер. Желательно, чтобы это был человек, обладающий опытом работы в Горсовете, с достаточным управленческим опытом. Я полагаю, что перспективней выбирать спикеров из числа наиболее крупной депутатской фракции, это уже само по себе обеспечивает выборность этой фигуры. Очевидно, что перспективы стать спикером наиболее высоки у депутатов из фракции "Единая Россия". Я не знаю, как у них проходит внутренний процесс сейчас, но когда мы узнаем их предложения, мы, конечно, будем их рассматривать, и тогда я уже смогу более определенно высказаться по симпатиям или антипатиям.

И, тем не менее, Вы рассматриваете от своей фракции возможность кого-то выдвинуть?

Почему бы нет? Как то показали выборы, в том числе и мэра, у сторонников "Справедливой России" намечаются уже определенный электорат. Безусловно, мы воспользуемся таким правом и будем выдвигать своих кандидатов.

Если вспомнить недавнее заседание Горсовета, хотелось бы прояснить позицию фракции "Справедливая Россия" по "зарплатному" вопросу. Вы "за" компенсацию депутатам потраченного на заседаниях времени или "против"?

Говорить о каких-то выплатах депутатам, на самом деле, дело неблагодарное. Как только эта тема появляется, возникает раздраженность у людей, неудовольствие, что депутаты опять для себя хотят установить дополнительные материальные блага. Это служит темой для многочисленных спекуляций. Я выскажу лично свое мнение с учетом того опыта в деятельности, который у меня уже есть. Я считаю, что нужно учитывать, что большинство депутатов Горсовета осуществляют деятельность в Совете не на профессиональной основе, - то есть у нас четыре человека работают на постоянной основе и получают официальную заработную плату, для всех остальных депутатов это получается как дополнительная общественная нагрузка. Нужно учитывать, что у них есть основное место работы, за выполнение этой работы они получают заработную плату. И если депутат не будет защищен материально в период выполнения своих обязанностей в Горсовете, это создаст определённую зависимость депутата от работодателя и не позволит ему объективно и непредвзято высказываться, скажем так, транслировать волю своих избирателей в тех или иных вопросах, в том числе связанных с существенно большими деньгами, например, с бюджетом Омска. Безусловно, к этому вопросу нужно отнестись внимательно. Я являюсь сторонником повышения защищенности депутатов и повышения их определённой независимости от работодателя. Когда человек исполняет депутатские полномочия и теряет из-за этого в деньгах - я считаю, что это несправедливо.

С другой стороны, когда человек избирался, он, наверное, понимал, что работа депутата – это дополнительная нагрузка, знал, что придётся работать на общественных началах. Депутат Юрий Федотов в интервью нашему сайту как-то говорил: "Если ты не можешь позаботиться о себе, как ты можешь позаботиться о других?". А получается, что сегодня сами депутаты просят помощи из кармана горожан-налогоплательщиков. Разве это справедливо?

Юрию Николаевичу (Федотову - прим. ред) очень легко говорить, поскольку его доходы, вероятно, выше, чем, к примеру, доходы депутата Алексея Ложкина (фракция ЛДПР). На мой взгляд, не должен Горсовет и любой представительный орган превращаться в скопище "нуворишей", которые относятся к выполнению депутатских функции, как к некой забаве. Я здесь не соглашусь с депутатом Федотовым.

Недавно с Вашего отца суд снял все обвинения. Многие считают такое решение несправедливым, обсуждают.

Я всегда считал, что это дело носило заказной характер, некий репрессивный. Отца обвинили в неуплате налогов, причем неуплате не им лично, а компанией, которую он возглавлял (акционерное общество "Омскэнерго", контроль в которой принадлежит федералам). На самом деле, если сам налогоплательщик не признан виновным в неуплате налогов, то не может быть признан виновным его директор. На мой взгляд, это аксиома. Она, так или иначе, нашла свое подтверждение при разрешении этого дела в надзоре.

Тем нее менее, в прессе очень много пишут о том, что Антропенко-старшему "подфартило" с новым законодательством. Как Вы относитесь к такого рода утверждениям?

Давайте мыслить другими категориями: виновен человек или нет? Человек не виновен, потому что нет такого состава преступлений, который придумывался в отношении моего отца. Давайте исходить еще вот из чего: я на своей памяти не помню, когда председатель Областного суда комментирует судебный акт облсуда специально, разжевывает его - на мой взгляд, это странно. Почему? Потому что сам судебный акт – самодостаточный документ, мы можем зайти в интернет, прочитать, что решил суд, и это именно то, о чем нужно говорить. Пытаться что-то кому-то дополнительно разжевать через прессу, мне кажется, это странным. Может быть, кто-то не очень рад такому судебному акту?

Расскажите, как Ваша семья восприняла решение суда? Камень с души свалился?

Прошедшие годы оказались  достаточно большим испытанием для отца, для меня. Отец, действительно, очень сильно переживал. Он физически "сдал" за это время, выглядит намного хуже, чем до начала этой истории. Это был сильнейший психологический пресс. Даже я во время своей избирательной кампании очень часто ловил в интернете в свой адрес весьма резкие высказывания, начинались они примерно так: "сын…", а дальше "вора", "преступника" и пр. - богатые интерпретации были на этот счет. Обидно, несправедливо. Надеюсь, мы пережили это время и стали только сильнее.

Говорят, что все Ваши интересы в Москве, зачем Вам политическая карьера в Омске?

Когда я участвовал в своей первой избирательной кампании, я на этот вопрос неоднократно пытался ответить. Дело в том, что независимо от того, где я работал или жил на протяжении многих лет, я вкладывал деньги именно в Омск. Это вложения были в виде строительства объектов гостиничных комплексов, мероприятий по золопереработке, по утилизации золошлаковых отходов, это попытка реализовать такие проекты в сфере машиностроительного сегмента, тот же "Омскгидропривод" (кстати, неудачный проект), это попытки модернизировать Омский электромеханический завод. То есть на протяжении достаточно долгого времени я оставался связан с Омском, связан не только какими-то эмпирическими переживаниями - я связан тем, что создаю здесь рабочие места, плачу налоги. Более того, я сейчас работаю в предприятии "Основа Холдинг". Я недавно перед руководством компании и акционерами поставил вопрос о переезде компании из Москвы в Омск. Надеюсь, эта инициатива директора по стратегическому развитию будет услышана собственниками компании, вполне возможно, в ближайшее время "Основа Холдинг" переведет свой головной офис в Омск или, может быть, один из районов Омской области.

Тогда почему о Ваших "вложениях" мало кто знает в городе?

Чтобы делать что-то хорошее, нужно об этом постоянно говорить?

В политике это называется "информирование населения о деятельности"...

Я же в политике, как верно заметил один из моих оппонентов по несостоявшейся гонке, "без году неделя". Можно относить это на некоторую нерасчетливость, просто у меня никогда не было задач каким-то образом заниматься самопиаром, я просто делаю то, что хотел бы делать, и, надеюсь, делаю это неплохо. Если из этого выходила какая-то общественная польза с точки зрения пополнения бюджета области, или с точки зрения создания рабочих мест, или с точки зрения, может быть, каких-то видов деятельности экономической, - что ж, уже это замечательно.

Тем не менее, Вы живете "на несколько городов"?

В начале 2000-х годов я ездил по стране, работал в разных уголках страны, и мне нравится это перемещение в пространстве, смена круга общения, смена настроений. Сегодня здесь, завтра там. Меня это не пугает, я даже слышал, что есть целые большие страны, где это развито: сначала поработать на Западе страны, потом на Востоке. Кстати, я могу достать паспорт свой...

Вы мне будете сейчас прописку показывать?

Да. У меня замечательный адрес, он получился, правда, не очень компактным: улица Чкалова и угол улицы Декабристов - здесь мой дом. Вот так вот. Я подал декларацию о доходах физического лица за 2011 год в налоговую инспекцию в Омске и сегодня доплатил здесь около миллиона рублей – это подоходный налог к доплате за 2011 год. Это, конечно, не пример с поселком Еруда, там существенно большие деньги.

Вы говорите: сегодня здесь, завтра там. Получается, Омск – это не конечная точка. Когда Вам надоест и здесь, куда отправитесь?

Я нахожусь здесь не потому, что мне еще не надоело или по какой-то другой эмоциональной причине, - вряд ли я планирую в жизни оторваться от Омска. У меня же достаточно основательные сюда вложения и вложения в недвижимость. Поэтому, я думаю, буду всю жизнь связан с этим городом.

Расскажите, политическая карьера Вашей основной работе, бизнесу не мешает, не отвлекает, не возникает каких-то противоречий?

Пока, к счастью, нет, потому что я работаю директором по стратегическому развитию проектов, в этом плане и работодатель относится с пониманием, когда я отвлекаюсь на выполнение функций в Горсовете, а с другой стороны, это, как я уже говорил, расширяет круг общения и позволяет иногда по-новому взглянуть на какие-то старые вещи, а, может быть увидеть именно то, что нужно для развития компании, выбрать тот или иной проект, который применим, например, здесь, в Омской области. Вот например, у меня недавно была встреча с губернатором Омской области Назаровым Виктором Ивановичем, и я от лица компании выступил с инициативой о размещении на территории Омской области четырех проектов. Это новые инвестиционные проекты, если они будут реализованы - это еще одно полезное дело для родного города, родной области, к которому и я смогу считать себя причастным.

Губернатора заинтересовали эти проекты?

Вы знаете, да. Губернатор, мне показалось, с интересом отнёсся к предложениям, дал поручение соответствующим министерствам проработать их и, возможно, дать какие-то встречные.

Читайте также