Александр Иванович, полным ходом идет избирательная кампания. Скажите, сколько партий на данный момент зарегистрировались на выборы в Госдуму. Кто, как и когда регистрировался?
Сегодня мы получили все зарегистрированные списки в Госдуму от всех партий, заключили договоры на изготовление бюллетеней, приглашений, открепительных удостоверений. Думские открепительные удостоверения получили, сейчас выдаем их территориальным избирательным комиссиям, и уже там люди имеют возможность получить их, чтобы проголосовать на любой территории РФ. Только что закончилось заседание избирательной комиссии по выборам в Заксобрание. Мы проверили документы и подписи, представленные партиями "Правое дело" и "Патриоты России". Таким образом, в выборах участвуют семь партий. "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР зарегистрировали и списки, и одномандатников. Сегодня зарегистрировали списки "Правого дела" и "Патриотов России". Последние партии собирали подписи неряшливо, особенно комиссия отметила неряшливость "правых". Удалось выявить до 2% бракованных подписей. Зарегистрировано по спискам 374 кандидата и 104 одномандатника. Партия "Яблоко" выдвинула только одномандатников по четырем округам. Она вообще неактивно принимает участие в выборы в Законодательное Собрание. КПРФ и "Единая Россия" - самые активные партии, которые вовремя предоставляют списки и аккуратно оформляют документы. К ним и "Справедливой России" претензий не было. Были нарекания с документам ЛДПР, но небольшие. А ребята, которые подписи собирали, нахалтурили много, поэтому пришлось проверять подписи не выборочно, а все. Только что рабочая группа закончила проверку, представила свои протоколы, мы их утвердили.
Как выглядим мы по сравнению с другими регионами?
Так же и выглядим, как и другие. Всезде семь партий участвует, 27 регионов проводят такие же выборы, как и мы: одновременно с думскими выборы в законодательные органы субъекта. Сравнение можно будет проводить, когда выборы пройдут — как к ним избиратель отнесется. Если раньше в выборах могли примимать участие общественные объединения, то сейчас субъектами выборов могут быть только партии. А партий в России семь, все они участвуют.
Выборы в Заксобрание Омской области будут проходить как по спискам, так и по одномандатным округам. Какова активность кандидатов — как партий, так и персон?
Наиболее активны парламентские партии. Среди парламентских активнее «Единая Россия» и КПРФ. По округам ЕР выставила одномандатников по всем округам, коммунисты — по 21-му (по 16-му округу, где выдвинулся Варнавский, коммунисты не выдвинули своего кандидата, они поддерживают его оппонента Рохно). ЛДПР тоже во всех округах участвует, "Справедливая Россия" - по 21-му, "Яблоко" - 4. Еще 28 самовыдвиженцев.
Были ли какие-то неожиданные выдвижения? В частности, в СМИ прошла информация, что представитель губернатора в Горсовете и с недавних пор еще и популярный телеведущий Александр Лихачев тоже подал документы на регистрацию.
Лихачев уведомил комиссию, что выдвинул свою кандидатуру в Ленинском округе. Пока он документы не предоставил, собирает подписи. Каждый человек интересен по-своему, а кандидаты особо интересны. Некоторые просят за них заявление написать, потому что русским языком не владеют. Державой бы он руководил, но русского языка не знает.
Есть ли какие-то нарушения в ходе данной предвыборной кампании? Кто чаще всех и на кого жалуется?
Нарушений никаких никто еще не допустил, все впереди — агитация еще не началась. Но жалобы уже есть. Активнее всего жалуются на "Единую Россию", поскольку ее кандидаты — люди, известные обществу. Они с газетных полос никогда не сходят, но почему-то не нравятся именно сейчас. Как, например, про губернатора не писать? Он же остается губернатором и не может исчезнуть на избирательный период. Но кому-то это не нравится. Больше всего жалоб на социальные проблемы: где-то нет отопления, газа — я не пойду голосовать до тех пора, пока Луиса Карволана не отпустят из тюрьмы.
Если сравнить ход предвыборной избирательной кампании в Заксобрание и в Госдуму 2007 года с нынешней активностью, есть ли разница, в чем она заключается?
Тогда выборы не были объединенные, как сейчас. Сейчас активность выше. Совмещенные выборы труднее проводить — создается больше трудностей для территориальных и участковых избирательных комиссий. Если раньше на выборах в Госдуму надо было изготовить и выдать человеку один бюллетень, то сейчас целых три, а в 18 районах — четыре (там еще муниципальные выборы). Кандидатов-омичей в Госдуму раз-два и обчелся, мы в основном москвичей поддерживаем. Голосуем за партию, а личностей за ней не видим. А когда проходят выборы в Законодательное Собрание, здесь всех представителей партий видно.
Началась выдача открепительных удостоверений. Назовите, пожалуйста, еще раз порядок — как можно воспользоваться правом голосования не по месту жительства?
Выдача открепительных удостоверений проводится в территориальных избиркомах с 19 октября по 13 ноября, в участковых избирательных комиссиях — с 14 ноября по 3 декабря. Нужен паспорт и заявление. Выдают удостоверение, и можно проголосовать за кандидата в Думу на любой территории, в Заксобрание — в любой точке Омской области.
Будут ли какие-то особенности в организации выборов 4 декабря — имею в виду голосование на дому и досрочное голосование?
Голосование на дому — это не особенность, это правило. Люди, которые не могут по какой-либо причине прийти на участок, просят, чтобы к ним пришли — и к ним придут. На каждом избирательном участке будет отдельная кабина, в которую можно будет заехать на инвалидной коляске. Кроме того, на 95 избирательных участках будут работать комплексы по обработке избирательных бюллетеней — КОИБы, — которые будут сами считать бюллетени. Мы использовали раньше сканеры, но потом за ними пересчитывали вручную, теперь не будем. В аппарат кладут бюллетени, он считывает их и в конце сам печатает протокол, без участия избирательной комиссии. Эту систему опробовали в некоторых субъектах — в Туле, Краснодарском крае. На президентских выборах половина избирательных участков будет оборудована КОИБами, если нормально все пройдет. Этот комплекс прорабатывался 12 лет. Предполагается, что на следующие парламентские и президентские выборы все избирательные участки будут работать с КОИБами. Для участковой избирательной комиссии это будет полный кайф — не надо будет ничего считать. У избирателей есть недоверие хоть к аппарату, хоть к клюдям. Сейчас каждая партия может выставить до 8 наблюдателей на каждом участке. И все равно идут разговоры про вбросы. За 16 лет работы слышал много легенд, но фактов не знаю ни одного, за исключением случая в Нижнеомском районе, когда много лет назад председательница сельского совета решила угодить Ельцину и переписала протоколы — отняла у Явлинского шесть голосов и отдала Ельцину. В результате ей дали 2,5 года колонии и она потеряла работу. Это было. Разговоров каждый раз много. Например, была жалоба на меня лично, будто я придумал такую систему: садить карликов в избирательные ящики, чтобы они там исправляли бюллетени.
Александр Иванович, Вы уже более 10 лет возглавляете Облизбирком. Вопрос личного характера: Вам по-прежнему интересны выборы и все, что с ними связано, или для Вас не осталось уже ничего непредсказуемого?
Выборы каждый раз интересны. Но мое дело не восхищаться, а работать. У меня уйма дел: надо подготовить оборудование избирательных участков. Сейчас становится сложнее: после введения знаменитого 94-й антикоррупционного закона чиновнику стало легче — от него ничего не зависит. Но зато жулье, которое участвует... Этот закон исходит их того, что чиновник — жулик, а бизнесмен честный. Но не всегда так. Получается, что государство два раза платит за те предметы, которые мы покупаем для обеспечения выборов: большие и маленькие избирательные ящики, кабины для тайного голосования, печатаем огромное количество продукции, оформление начиная от гербов, кончая флагами, которые обязательно должны находиться на участке. Так что волей-неволей мне приходится заниматься такого рода коммерцией. У нас человек 8 занимается только закупками. Потом мы перелопачиваем большое количество документации, потому что каждый шаг избиркома должен документироваться. Мы должны обучить членов территориальных и участковых избиркомов, а их ни много ни мало 20 с лишним тысяч, и каждый должен знать свой маневр, как солдат. Избирательные списки надо составить, ввести в базу их ФИО, паспортные данные, адрес, а избирателей у нас 1 млн 560 тысяч. Потом нужно распечатать списки для каждого избирательного участка, разделить их на членов участковых комиссий, которые будут выдавать бюллетени. Нужно организовать процесс выборов, пригласить каждого. Бывает приглашения приходят уже умершим людям (что очень оскорбляет родственников) или, наоборот, не приглашаем людей, которым исполнилось уже 18 лет. Наша задача — не допустить такие случаи. В каждых выборах большой объем работ выполняется и большая мотивация. Работа с кандитатами довольно сложная и нервная. Мы сними встречаемся, обучаем, требуем исполнения закона. А закон с каждым годом усложняется. Например, наш основной закон — о гарантии избирательного права. В 1997 году он составлял 124 страницы, а сейчас 494 страницы. Много нюансов, и нарушение любого из них грозит последствиями, например, признанием выборов несостоявшимися. В Омской области не было ни одного случая, чтобы выборы не состоялись, за исключением мелких поселковых выборов. Самые интересные выборы — в местный совет. Чем выше уровень выборов, тем они неинтереснее. Вот, президента избирать вообще неинтересно: война где-то там в Москве идет, а у нас ничего не колышится. Главное — организовать, чтобы люди пришли на участки. Нам надо обязательно участвовать в выборах, иначе такую власть получим, что мало не покажется.