Чрезвычайная ситуация на предприятии возникла 20 ноября 2017 года. Поставщик топлива - компания "Газпромнефть" - заблокировала топливные карты, и около 300 автобусов не вышли в рейс. Перевозки в районах Омской области остановились, и около 20 тысяч человек не смогли никуда выехать. 22 ноября перевозки возобновились, но на предприятии по-прежнему висят многомиллионные долги.
Финансовую ситуацию, сложившуюся на областном предприятии, сегодня, 27 ноября, обсудили в правительстве Омской области. Глава региона Александр Бурков устроил разнос министру промышленности, транспорта и инновационных технологий региона Александру Докучаева, которого, к слову, по итогам заседания уволили.
- Вас уведомили 20 и 30 октября. У вас инкассо на 42 млн руб. Вы заранее знали, что вам заблокируют топливные карты - у меня письмо, где руководитель просит дать отсрочку до 20 ноября. Мы встречаемся в субботу в этом кабинете - вы мне ни слова не говорите, что у предприятия счета арестованы и оно не может вести расчеты. Вы что, считали, что с неба возьмутся деньги в понедельник? Или вы нашли нового поставщика топлива для предприятия? - возмутился Бурков.
Александр Докучаев пояснил, что давно говорил о проблемах компании, и напомнил, что оно является планово убыточным.
- Мы видели, что ситуация с каждым месяцем ухудшалась. Но нужно обеспечивать транспортную доступность везде, в том числе на направлениях с низким пассажиропотоком, где нет частных перевозчиков, а "Облавтотранс" гарантированно возит, - пояснил Докучаев.
Выяснилось, что у предприятия есть задолженность не только за топливо. Руководитель УФНС по Омской области Владимир Репин пояснил, что и на предприятии, и в Минпроме знали, когда они должны платить страховые взносы и что следует за их неуплатой.
- За первый квартал они погасили в июле страховые взносы, за второй квартал гашение произошло в середине октября. Снова оплата должна произойти. Если нет, предприятию выставляется требование. Это первая сигнальная ракета. Дается 10 дней. О тех суммах, о которых мы говорим - 20 и 30 октября были выставлены инкассовые поручения. Предприятие понимало, что эта сумма в задолженности, увидев требование и инкассовое поручение. То же самое происходит по третьему кварталу. Платежей нет. Завтра истекает срок, когда мы обязаны применить 46 статью, и мы ее применим. А третий квартал мы выставим завтра дополнительно - этот срок мы нарушить не можем. Он строго контролируется нашим центральным аппаратом и органами прокуратуры, - пояснил Владимир Репин.
Выяснилось, что правительственные ведомства в экстренном порядке провели оценку работы предприятия. Динамика предсказуемо оказалась отрицательной - расходы выше доходов. Проблему может решить пересмотр маршрутной сети. Руководитель Минимущества Борис Смольников пояснил, что без этого предприятие останется убыточным.
Александр Бурков поинтересовался, почему председатель совета директоров, замминистра Дмитрий Дубровин предложил обанкротить предприятие. Оказалось, что вопрос о банкротстве уже отложен. Докучаев пояснил, что предприятие, несмотря на долги, планировало поучаствовать в конкурсе на пассажирские перевозки в 2018 году - но сначала планировалось погасить задолженность.
- Мне кажется, вы делали все, чтоб не участвовать в конкурсе на прием заявок, который заканчивается 20 декабря, - возразил Бурков. Он пояснил, что при вхождении в процедуру банкротства правительство не имеет права оказывать ему финансовую поддержку из бюджета.
- Вливать деньги в предприятие, которое само объявило о своем банкротстве, незаконно, - добавил прокурор Омской области Анастас Спиридонов.
- Мы находимся в условиях пожара: нам необходимо спасать отрасль пассажирских перевозок. Регулируемые маршруты дотируются из бюджета, почему они убыточные - непонятно. Почему один и тот же маршрут одновременно обслуживают и частник, и "Омскоблавтотранс", но первый зарабатывает деньги, а второй - убытки, - добавил Александр Бурков.
Региональные власти намерены сохранить предприятие и оставить там 1265 работающих сегодня сотрудников. Выход они видят в работе с частными перевозчиками, создании новой маршрутной сети, кадровых решениях по руководству Минпрома и "Омскоблавтотранса".
- Бюджет поддержит "Омскоблавтотранс". Мы вынуждены изымать средства у других министерств (Минтруда, Минсельхоза) и направлять на поддержку "Омскоблавтотранса". У нас сегодня другого выхода нет, как спасение предприятия и граждан, живущих в отдаленных селах и городах, - пояснил врио губернатора региона.
Речь идет как минимум о выделении 108 млн рублей на первоочередные платежи, но общий долг предприятия превышает 260 млн руб. Добавим, что 300 автобусов "Омскоблавтотранса" обслуживают две трети маршрутов в районах Омской области.
Между тем омские частные перевозчики понимают, почему на областном предприятии возникла такая ситуация.
- Много нерентабельных маршрутов, по которым ему ("Омскоблавтотрансу") приходится ездить, плюс большие хозяйственные затраты. По закону нужно возить людей в каждую отдаленную деревню, даже если там 20 домов стоит. Это вызывает большие сложности. По-хорошему, нужно укрупнять деревни, развивать всю инфраструктуру, тогда не только перевозчикам будет выгодно работать на селе, - считает один из крупнейших омских перевозчиков, работающий на городских и межрайонных перевозках, Иван Меняйлов.
- Глупость совершили в том, что много-много маршрутов объединили в один лот. Я обслуживал один областной маршрут Омск - село Иртыш. Они объединили всё направление в один лот, меня оттуда выжили, выиграл другой перевозчик, которому навязали много маршрутов. В итоге он расторг договор, и маршруты ушли "Омскоблавтотрансу". Так одна ошибка наслаивается на другую, и в итоге пассажиров не возят. Я бы продолжил хорошо обслуживать маршрут, где я работал. Мы там и транспорт обновили, и возили людей. Другое дело, что перевозки по области намного сложнее, чем в городе - и по дорогам, и по скоростному режиму. Чтобы привлекать частных перевозчиков, не нужно делать лоты с огромным количеством маршрутов, - уверен глава СРО "Омские перевозчики" Владимир Геворгян.