Как рассказал на сегодняшней встрече с журналистами главный аналитик из московского офиса "Яндекс. Маркета" Влад Исмагилов, доля электронной коммерции в мировом ритейле за последние семь лет выросла в три раза, но при этом всё ещё занимает скромные 9,1 % от всего объёма торговли. В России этот показатель ещё ниже - 4 %, или 1 трлн рублей в денежном выражении. Сейчас странами-лидерами являются Китай (17 %), Великобритания (15 %) и США (10 %). Эксперты уверены, что проникновение электронной коммерции будет только расти.
Кто покупает
По данным исследований, типичному любителю интернет-покупок от 25 до 34 лет. Причём постепенно эта категория будет "стареть", в то время как второй по активности станет более молодая аудитория за счёт проникновения в повседневную жизнь гаджетов. Почти половина населения старше 18 лет совершает онлайн-покупки. Кроме того, аналитики отмечают рост посещаемости интернет-магазинов с августа 2016 по август 2017: в целом по России это 1 %, в Сибири - 9 %, в Омске - 3 %.
- Пока мы отстаём, но потенциал российского рынка огромен. В основном не потому, что пользователи часто покупают, а за счёт того, что растёт само число покупателей. В России около 30 млн онлайн-покупателей, чего нет почти ни в одной другой стране. Из них 3,7 млн - в Сибири. Это примерно аудитория крупного молла в Европе, - поделился аналитик.
Как покупает
Одним из главных трендов эксперт назвал ощутимый прирост мобильного трафика на фоне падения посещаемости интернет-магазинов с десктопов. Любая крупная площадка имеет адаптивную вёрстку под смартфон, исключение составляют мелкие, чаще региональные интернет-магазины.
По данным за сентябрь, мобильные версии сайтов россияне стали просматривать на 43 % больше, омичи - на 30 %. Доля покупок через компьютеры и ноутбуки снизилась в нашем регионе на 3 %. Экспертами замечена одна особенность. Часть пользователей часами могут просматривать каталоги товаров со смартфона, но чтобы оформить заказ, включают десктоп.
- Покупателей в онлайн-магазинах "стопит" недоверие к оплате через телефон и неудобство: маленький экран, маленький шрифт, - пояснил Исмагилов.
При этом омские пользователи постепенно преодолевают боязнь оплаты банковской картой, а не наличными при получении посылки, но по-прежнему пользуются традиционной почтой для доставки.
Что покупает
Судя по ответам респондентов, за покупками в интернет (и особенно на зарубежные интернет-площадки) идут в основном из-за дешевизны представленных товаров. К тому же онлайн-торговля экономит время, а ассортимент в таких магазинах заметно шире, в том числе на интернет-площадках можно найти товары, которых нет в обычных магазинах.
Чаще всего в России онлайн покупают одежду и обувь, и Омск не сильно отстаёт от общего тренда, но неожиданно выделился количеством покупок билетов в кино, музеи, театры или на концерты. По статистике, эту категорию товаров в России выбирают примерно в 40 % случаев, тогда как в Омске - в 50 %, что также выше, чем в любом другом сибирском городе.
- С точки зрения покупок в такой категории, как билеты в кино Омск сильно выбивается из общей картинки как по Сибири, так и в среднем по России. Также Омск, равно как и Новосибирск, в лидерах по покупкам в зарубежных магазинах, - отметил аналитик.
Кроме того, заметно чаще жителей других регионов омичи выбирают через интернет авиабилеты и путёвки, товары для детей, а также электронику. Реже всего - хендмейд-товары и мебель.
При этом средний чек во многих популярных категориях за год снизился. На электронику он равен 80 тысяч рублей, на одежду - около двух тысяч. В Омске падение коснулось строительных инструментов, шин и моторных масел, товаров для животных и телевизоров. Напротив, прибавили мобильные телефоны, автокресла и подгузники.
Данные для инфографики предоставлены аналитической службой компании "Яндекс. Маркет"