Сегодня в Международном пресс-центре "МКР-Медиа" известный эксперт по маркетингу и стратегии Гаррет Джонстон, имеющий более чем 20-летний опыт работы в 14 странах мира, рассказал, как бизнесу пережить кризис. В Омске ирландец оказался впервые, хоть и исколесил практически всю Россию. И будучи уже пять часов на сибирской земле, ничего, кроме плачевного состояния дорог, оценить пока не успел:
- Нужно проводить стратегию не на уровне предпринимателей, а на уровне региона, а именно: как сделать Омскую область магнитом для предпринимательской сферы со всего мира и России. Если она есть, то тогда не мешало бы её улучшить. Я не критикую её, я не знаю, как она работает, но я чувствую по дороге из аэропорта "тыг-дык, тыг-дык", что есть места для улучшения.
Гаррет Джонстон
Впрочем, Джонстон наивно полагает, что Омск - это город, ничуть не уступающий Томску по уровню качества жизни. Создать успешный бизнес в Омске, как и в этом сибирском городе, где он уже имеет свою клиентскую базу, возможно, но только при условии внедрения новых эффективных бизнес-идей. Как вариант - проанализировать конкурентный рынок и посмотреть, какие компании, в том числе и международные, предлагают схожие продукты.
Если бы я создавал бизнес в Омске, - поделился своими соображениями эксперт, - то первое, что изучил, - уровень дохода обычного омского потребителя. Это, я предполагаю, 15-20 тысяч рублей. Второе - это то, что популярно в больших российских городах для людей с таким же доходом, но то, чего нет в Омске. Или есть в Омске, но недостаточно развито. Мне часто говорят, мол, ты иностранец и не понимаешь наш менталитет, у нас другой потребитель. А у меня такой опыт: это не потребитель другой, а, скорее, российский предприниматель тупой. Он не предлагает нормального товара. Совет - задать вопрос: кто лучший в мире? Не для того, чтобы гордиться, что я делаю это лучше в Омске, а потому что твой конкурент со временем и возможностями интернета может появиться откуда угодно.
В условиях экономии на издержках Джонстон посоветовал бизнесменам отказаться от рекламы. Россияне, по его мнению, ей не верят, но склонны прислушиваться к советам и рекомендациям друзей и знакомых. Поэтому главными носителями рекламы здесь должны быть довольные клиенты, которые скажут: "Вот этот продукт превысил мои ожидания". Главная задача компании - работа над брендом, а все остальные функции - поддерживающие. В России же всё наоборот. "Нужно задать клиенту два вопроса: что он ценит в вашем продукте и что надо менять, чтобы он был им доволен. И я уверен, что в большинстве ответов будет почва для сокращения расходов. Русский не верит в рекламу, но он верит сарафанному радио. Для большинства компаний, с которыми я сталкиваюсь, было бы разумно вообще отказаться от рекламы, взять эти деньги и вложить их в сервис", - считает эксперт.
В качестве примера успешных маркетинговых кампаний в России Джонстон привёл действия российской ИТ-компании "Яндекс", которая в отличие от компании Google, сделала акцент на языке: "То, через что люди выражают свои предпочтения и возможности. Аркадий Волож (глава компании "Яндекс" - прим. ред.) очень рано понял, что большие деньги в рекламе - это не когда ты привлекаешь клиентов, чтобы они просто узнали о тебе, а когда клиент уже воспользовался твоим товаром, и ты нацелен на то, чтобы он купил тебя ещё несколько раз. Компания Google в это время росла горизонтально".
Воспользуются ли советами международного эксперта омские предприниматели, неизвестно, однако генеральный директор маркетингового агентства "Делфи" Евгения Климанова уверена, что нынешняя нестабильная ситуация в экономике неблагоприятно скажется на работе многих омских компаний.
- Уйдут прежде всего те компании, которые не смогли составить конкуренцию федеральным игрокам, сетям. Например, не смогли найти своего преимущества, масштабироваться или найти временную монополию. И правильно говорит Гаррет, что нужно посмотреть, что делают в мире, но чего нет в Омске, нужно пробовать и привозить это сюда. <…> Нет компаний, которые сегодня себя абсолютно спокойно чувствуют и растут. Да, некоторым сейчас дискомфортно, но при этом они останутся живы. И я встречаю много тех, у кого руки трясутся, и они понимают, что всё, бизнес уже не вытащить. Это компании, которые не использовали 4 года, от кризиса до кризиса, не использовали это время, чтобы найти что-то новое, получить преимущества, - подвела итог встречи Евгения Климанова.
Фото: Илья Петров