В конце января Омский областной суд отменил предельный тариф на перевозку пассажиров в автобусах малой и особо малой вместимости, установленный Региональной энергетической комиссией на уровне 22 рублей в сентябре. В марте стоимость проезда в маршрутках должна была снизиться с 20 до 18 рублей. Однако этого не произошло, потому что перевозчики оспаривают решение в Верховном суде.
По настоянию прокуратуры РЭК также изменяет методику расчёта тарифа. Он будет устанавливаться на основе фактических расходов, а не прогнозных, как это было ранее. Проект новых методических указаний был представлен на сегодняшнем заседании Общественного совета при РЭК.
- Если нужен тариф, значит, придётся выйти из сумрака и доказать свои затраты. Тариф должен быть экономически обоснованным. Он может быть и 50 рублей, но только если вы его докажете, - отметил и. о. председателя комиссии Олег Голубев.
Новые тарифы предлагается вводить на основе данных минимум 50% предпринимателей (всего их насчитывается около 90). Перевозчики должны представить документы о количестве транспорта, пробеге маршруток, объёме пассажироперевозок, затратах на обслуживание подвижного состава, общехозяйственных расходах (зарплата, топливо, аренда, выплата кредитов и проч.) и выплаченных налогах.
Представитель перевозчиков Роман Поварченков заявил, что частные предприниматели, работающие по упрощённой налоговой системе, законодательно освобождены от ведения бухгалтерского учёта. Он предложил установить базовый тариф для всех предпринимателей, который может быть пересмотрен для каждого отдельного бизнесмена в индивидуальном порядке.
- Почему мой тариф должен зависеть от посторонних людей? - задался вопросом Поварченков. - Тариф должен быть установлен по объективным показателям: уровень инфляции, цена на ГСМ, изменение цены национальной валюты и кредитных ставок. Это субъективные условия, для всех одинаковые. Таким образом, устанавливается единый базовый тариф, характеризующий состояние экономики города.
Предложения РЭК вызвали недовольство предпринимателей, причём порой слишком эмоциональное и громкое. Перевозчики практически кричали о том, что регуляторы душат бизнес, и ни словом не обмолвились о низкой собираемости налогов или серых зарплатах.
Министерство экономики региона предлагает ввести дифференцированный тариф, зависящий от затрат каждого конкретного предпринимателя, и при этом соблюсти баланс интересов потребителей и бизнеса.
По итогам заседания принято решение создать рабочую группу для обсуждения методологии. В неё войдут специалисты РЭК, 3-4 перевозчика, представители силовых структур.