Сегодня, 25 марта, состоялось очередное, уже третье по счёту, экспертное обсуждение Стратегии развития Омска до 2025 года. На этот раз муниципальные стратегические инициативы были представлены на суд знатокам транспортной среды.
Едва нащупав экономические точки роста, чиновники приступили к обсуждению потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности социальной сферы. Городские проблемы рассматривались в русле экспертных оценок транспортной инфраструктуры Омска.
Напомним, концепцию стратегии развития Омска уже успели забраковать омские предприниматели. Бизнес-сообщество пришло к выводу, что название стратегии, равно как и её содержание, не слишком конкретно. Промышленники, в свою очередь, посетовали на некачественную работу с молодыми кадрами и вслед за бизнесменами обвинили мэрию в нежелании идти на диалог.
На сегодняшней встрече к диалогу были приглашены директора профильных департаментов Администрации Омска и привлечённые эксперты в части развития городской транспортной инфраструктуры. Любопытно, что некоторые приглашённые просто проигнорировали мероприятие. Так, были замечены именные таблички, напрасно резервировавшие пустующие стулья для депутата Омского городского Совета Виталия Путинцева и заместителя Министра развития транспортной инфраструктуры Омской области Игоря Квасова.
К диалогу были приглашены и горожане. Их мнение чиновники ожидали услышать посредством телефонной горячей линии. Ко всему прочему, дабы не быть обвинённой в кулуарности, Администрация города вела прямую трансляцию заседания круглого стола на собственном официальном сайте.
Так, среди грандиозных планов мэрии Омска были обозначены такие, как развитие единой транспортной системы, связанной с пригородным сообщением. При этом основной упор делается на развитие ключевых, по мнению чиновников, городских улиц - Лукашевича, Заозерной и Волгоградской. Кроме того, по 24-й Северной от Орджоникидзе до Багратиона должны пойти трамваи. Пока - по словам специалистов горадминистрации.
Упрекнуть чиновников в столь далеко идущих планах поспешил директор регионального центра повышения квалификации при СибАДИ, кандидат технических наук Сергей Ольховский. Он заявил, что не видит смысла своего присутствия на встрече, а само мероприятие, по его словам, слишком преждевременно.
Вы нас пригласили вроде как экспертов, и мы должны оценивать уже какие-то предложения, которые, по крайней мере, изложены на бумаге и их можно было обсуждать. А на страницах этого документа практически ни слова о транспортной структуре нет. Там в пятом разделе просто обозначены проекты, которые должны быть со временем реализованы. И если мы стартуем от генерального плана, то тогда должны быть какие-то оценки бюджета и как с учетом этих возможностей выйти на эти показатели. Тогда наше мнение экспертное имело место быть, - отметил он.
Порассуждав, что называется "с нуля", Ольховский отметил, что неплохо было бы помимо транспортной сети внести на рассмотрение проект пешеходных зон и парковочных территорий. Специалист также отметил, что немаловажную роль в этой инфраструктуре играет строительство велосипедных дорожек. И в этих вопросах, по мнению учёного, крайне желательно опираться на опыт других успешных территорий. Ранее в стремлении "изобрести велосипед" мэрию Омска уже обвиняли местные предприниматели.
- Рассуждая о транспортной сети, нужно говорить о создании интеллектуальной транспортной сети. Москва на такую израсходовала уже порядка 16 миллиардов рублей. Можно было посмотреть опыт создания их системы или тех городов, где она фрагментарно появляется, - заключил Ольховский.
Чиновникам мэрии ничего не оставалось, кроме как пояснять, что это возможно лишь в рамках другой стадии проектирования. Сейчас же, по словам начальника инженерного отдела Депархитектуры Администрации Омска Татьяны Вагиной, обсуждаются издержки проекта генерального плана Омска 2007 года.
Интересно, что в отсутствии диалога чиновников обвинили и разработчики этого самого генплана. Они заметили, что пока в мэрии "тянут" с ответом, город развиваться не будет.
Мы закончили этот генплан в 2007 году. И одна из первых наработок была - необходимость разработки комплексной схемы транспортного обслуживания, куда бы входили просчёты, электронные модели. Мы уже семь лет говорим, и денег на разработку этой схемы не выделяется. И сейчас мы говорим, что её нет. Да, её нет, и мы это говорим тогда, когда дошли до планировок. И за счёт чего мы будем увеличивать парковочные места? Дома сносить? И надо укреплять правый берег реки, это прописано ещё в генплане 80-х годов. И их надо делать, мы безвозвратно теряем землю. И сейчас будем домывать, крепить. И эти инженерные работы в транспортной системе, они слишком дорогие, и промедление с их решением - основополагающее. Они дорожают с каждым годом, а средств нет. Я семь лет об этом говорю. Без транспортной современной схемы мы никогда не придём к современной транспортной системе, - сообщила заместитель генерального директора ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" Лариса Маслова.
Тем временем омичи пытались выйти на диалог с властями путём горячей линии - телефон истошно звонил, но недолго. Модератор круглого стола так и не смогла справиться с назойливым телефонным устройством и, видимо, случайно отключила его, потому как взволнованных транспортной проблемой омичей так и не удалось услышать до конца заседания.
Своё недоумение по поводу обсуждаемой стратегии выразил и блогер Игорь Фёдоров.
Здесь важно разобраться с тем, зачем мы делаем эту стратегию. Если мы её делаем, потому что область её сделала, это одно. У нас генплан до 2025 года есть, а мы сидим и обсуждаем стратегию. У нас же всё есть. Получается, мы сидим для того, чтобы с помощью стратегии скорректировать то, что есть в генплане. Нам надо разобраться с тем, зачем и с какой целью мы делаем эту стратегию. Если мы ставим во главе угла добиться комфортной жизни и конкурентоспособности, то тогда то, что мы с вами здесь обсуждаем, мягко говоря, не совсем коррелирует с теми заявлениями, которые город хочет от нас получить, - заявил он.
Удивительным оказалось и то, что именно Фёдоров, в отличие от тех же предпринимателей, поднял финансовую сторону вопроса: "Во сколько всё это выйдет? Обсчитывалось ли это всё?"
- Несколько бюджетов, - скрепя сердце ответили чиновники.
- Вот несколько бюджетов, причём не на транспорт, а вообще. У нас план 80-го года, когда деньги были, исполнен только на 10%. Исполнение этого плана также не будет выше этой отметки. Нам нужно уйти от бюджетных абстракций. У нас метро отменилось, потому что денег нет. Нужно реально всё измерять с нашими финансовыми возможностями до 25 года. Будьте реалистами - у нас есть чемпионат по футболу, Крым, Сочи, всегда что-то найдется, - отметил Федоров.
Отчитаться по этому вопросу поспешил директор департамента транспорта мэрии Олег Осинский. Он и вовсе озвучил неутешительные данные.
Этот генплан делали люди творческие. И, конечно, попытались вложить с учётом перспектив решение тех проблем, которые возникли и могли возникнуть в будущем. И сегодня мы должны следовать этому генплану. Тогда, замечу ещё раз, никто не ограничивал творчество этих людей: столько-то денег в этом году, столько-то в том. И сейчас это убрать нельзя. Там заложены трамвайные мосты, железнодорожные мосты. Нам бы бюджета Москвы не хватило бы, но, тем не менее, бюджет Москвы равен двум бюджетам нашей страны. Именно генплан. И так скептически говорить здесь не приходится.
Когда слово взял Осинский, присутствующие и вовсе забыли о стратегии. Они начали задавать главному транспортнику города накопившиеся вопросы по насущным дорожным проблемам. Дошло даже до того, что у Осинского спросили о том, почему утром загорелся один из городских автобусов.
В целом же транспортники подошли к проекту городской стратегии, скорее, скептически, а чиновники, в свою очередь, заверили собравшихся, что все высказанные предложения они учли и записали "в черновичок". Отметим, что далее искать точки роста конкурентоспособности социальной среды города Омска, равно как и экспертные симпатии к разработанному стратегическому документу специалисты мэрии будут на очередной дискуссионной площадке, уже в части развития жилищно-коммунального комплекса и строительства.