…постарайтесь вернуться назад…
Б. Окуджава "До свидания, мальчики"
Воскресенье, 22 июня 1941 года, солнечный, ясный день. Люди гуляют в парках, смеются, любят, живут. А уже на следующий день их жизнь изменится до неузнаваемости. К линии фронта потянулись первые эшелоны из разных уголков огромной Страны Советов - началась Великая Отечественная война.
8 мая 2025 года, в преддверии 80-й годовщины Великой Победы, на сцене Омского Дома актёра состоялась премьера спектакля от Омского областного театра юных зрителей им. ХХ-летия Ленинского комсомола "22 июня…" (12+). Постановка в жанре саунд-драмы вошла в шорт-лист Национального фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра". Фестиваль стартует сегодня в Санкт-Петербурге и продлится с 14 по 24 ноября.
15 ноября на сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева омичи покажут историю о том дне, когда война начала беспощадный отсчёт человеческим жертвам и пролитым слёзам. Историю, которую сквозь пламя и скорбь мужественно ведёт песня о тех, кто ждёт.
Омская "поэма" о противостоянии любви и веры со смертью начинается с идиллической картины мирной жизни. Молодые и красивые парни и девушки пляшут на деревенской вечёрке, распевают народные песни, влюбляются, гуляют свадьбы и спешат жить будущим днём. Но завтра наступает война.
Между началом войны и первым Парадом Победы в спектакле Омского ТЮЗа оказываются не выигранные битвы, а чувства живых людей, которые нашли отражение в пронзительных стихах песен, ставших гимнами любви, чести и мужества. Строчки Булата Окуджавы, Альбины Шульгиной, Владимира Высоцкого, Юрия Левитанского, Анатолия Поперечного становятся основой для сюжета тюзовской саунд-драмы, а каждая композиция, по сути, отдельная новелла, главным героем которой выступает память о наших близких, переживших страшное время.
"22 июня…" стал первым опытом Омского ТЮЗа в набирающем обороты жанре саунд-драмы. Сам жанр ещё только рождается и пока никто не знает, как правильно с ним обращаться, уверена режиссёр постановки Анастасия Старцева. Поэтому у Омского ТЮЗа было просторное поле для экспериментов. По мнению режиссёра, в современном театре о событиях 1941-1945 годов нужно говорить на языке эмоций, без "хрестоматийного" описания военного быта. И ничто не говорит красноречивее о боли и надежде, как те песни, что сочинялись в окопах в минуты тишины.
В постановке "22 июня…" культовые песни становятся полноценными высказываниями поколения военных лет. "До свидания, мальчики", "Давно мы дома не были", "Танго у полустанка", "Если где-то в чужой неспокойной ночи…" и многие другие композиции были переосмыслены с помощью новых аранжировок, над которыми работал музыкальный руководитель Андрей Пересумкин. Всего в спектакле вживую исполняется 17 военных песен, а ещё звучат русские народные напевы и частушки. Новая обработка песен напрямую зависела от способностей артистов, ведь актёры в постановке самостоятельно играют на музыкальных инструментах. По словам режиссёра Анастасии Старцевой, чтобы добиться качественного звучания, актёры занимались индивидуально, "брали инструменты домой и доставали соседей".
Гитарные струны "заплакали" вдовьими слезами, рояль смог передать звук взрывов от снарядов. Но чтобы максимально погрузить зрителя во внутренний монолог героев, авторы спектакля использовали и "голоса" бытовых предметов. Так Андрей Пересумкин обнаружил, что дробь печатной машинки, которая штампует похоронки, напоминает автоматную очередь. Шуршание спичек в коробке звучит навязчиво, как желание солдата закурить. А звук костра в постановке воссоздали с помощью шороха шишек, за которыми команда специально отправлялась в лес.
В спектакле звучат и фрагменты из настоящих писем фронтовиков. Заведующая литературной частью ТЮЗа Лидия Якушина работала с архивами Костромской, Брянской, Кировской, Омской и Оренбургской областей, чтобы найти именно те послания с фронта, которые бы помогли создать нужное настроение спектакля. Белоснежные треугольники, в которых солдаты говорят о семье и утраченной мирной жизни, сыплются на одиноких женщин, оставшихся дожидаться любимых мужчин. И каждая из них боится, что именно в её дом заглянет самый страшный гость - Смерть. Именно она, по словам режиссёра, в постановке "22 июня…" становится символом рока, и победить её можно только, если солдат не побоится посмотреть ей в глаза.
Сама исполнительница роли Смерти Галина Волокитина отмечает, что её героиня подталкивает людей задуматься о том, как быстротечна жизнь и что нужно ценить то, что имеешь. Как известно, жалеть нужно не умерших - жалеть нужно живых, и особенно тех, кто живёт без любви и чести.
Это существо пришло в спектакль из цикла Валерия Гаврилина "Военные письма". Возникающий там образ Лиха трансформировался в ненасытную Смерть. Противоречивый образ хозяйки потустороннего мира был создан художником спектакля Владимиром Ситулиным. Собственно, каждая деталь спектакля не просто становится приметой того времени, а отражает раны, нанесённые войной человеческим душам. Особенно это заметно на гимнастёрках солдат, которые точно опалены пожарами бесконечных сражений. Этот принт был специально разработан для спектакля, как и кинетические люстры, у которых опускаются лампы.
У хореографа тюзовской саунд-драмы Яны Чипуштановой пластические композиции рождались поздно ночью, а с утра труппа уже репетировала новый музыкальный номер. Бывало, что хореография сочинялась за 15 минут до начала другого спектакля - никогда не знаешь, когда придёт вдохновение. Пластика усиливает лирическую составляющую спектакля, тело начинает говорить там, где ком в горле и нет слов.
Всего в спектакле задействовано 25 артистов, а вся постановочная группа составила более 40 человек. Актрисе Таисии Галочкиной пришлось попробовать себя в многочисленных "амплуа" в спектакле: она исполняет вокальные и танцевальные партии, играет на синтезаторе и отбивает дробь на печатной машинке, которая, по словам самой артистки, "заставила её попотеть". Это уже третья постановка на военную тематику в театре, в которой занята Таисия.
Они уверены, что нашли новый способ говорить о боли, пронизывающей поколения, так, чтобы она не висела на душе тяжёлым камнем, а заставляла день ото дня чувствовать своё сердце живым. Омскому ТЮЗу удалось создать поэтическое повествование не о том, как выживали в пылу сражения, а о том, как любили, помнили, ждали, боялись и надеялись наши родные много лет назад. А теперь радуются создатели: эту историю "без пафоса, без лишних слов, с оголёнными чувствами" увидит зритель Санкт-Петербурга. Команда проекта рассчитывает вернуться домой с "Музыкальным сердцем театра" в руках. Оправдаются ли надежды Омского ТЮЗа, станет известно 24 ноября по итогам церемонии закрытия фестиваля, где объявят имена лауреатов престижной премии.
О том, как создавался Национальный фестиваль и премия "Музыкальное сердце театра" и как поменялся за годы существования, о "формуле успеха" мюзикла и о том, по каким критериям определяются победители, читайте в нашем интервью с генеральным продюсером фестиваля, членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Дмитрием Калантаровым.
Фото: Полина Козлова, Мария Верес, Андрей Пересумкин, а также предоставлены пресс-службой Омского ТЮЗа