Демоны, черти и повелители потусторонних миров - это сказки для непослушных детишек или суровая правда о тёмной стороне человеческой души, которая может принять ужасающую форму? Николай Гоголь по праву считается главным мистиком русской классической литературы. Он точно смотрел сквозь время и пространство, сквозь человека в глубину его сознания, читая в некоторых не только способность, но и готовность служить злу. В произведениях классика национальный колорит и история переплетаются с постоянным ощущением чего-то парадоксального рядом, чему не место среди живых, но именно среди людей оно множится и растёт.
24 ноября вместе с артистами "Просто театра" омский зритель погрузится в пугающий мир гоголевских персонажей. Актёр Омского государственного академического театра драмы и режиссёр Иван Курамов представит свой спектакль по повестям русского литератора "Гоголь. Накануне" (16+). Дебют Ивана Курамова на сцене независимого театра состоялся в ноябре 2024 года - он поставил спектакль по роману Энтони Бёрджесса "Заводной апельсин" (18+). А 5 октября состоялась премьера его постановки для "Антрепризы Афанасьевой" "Привет, старичок" (12+).
Идею поставить хоррор по произведениям Гоголя Ивану Курамову подкинул художественный руководитель "Просто театра" Стас Черкасов. Ему уже было известно пристрастие режиссёра ко всему мистическому, кошмарному. К тому же ранее Иван уже работал в жанре дарк-этно в музыкальном проекте "Курам да Поля".
Как рассказывает уже сам режиссёр постановки, хоррор в театре - это всегда интересно, потому что нет возможности прибегнуть к компьютерной графике, как в кино. Поэтому приходится использовать другие средства художественной выразительности, чтобы у зрителя волосы на затылке вставали дыбом.
Спектакль строился на основе четырёх гоголевских повестей, по мнению Ивана Курамова, самых страшных: "Вий", "Майская ночь, или Утопленница", "Вечер накануне Ивана Купала" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Однако привычного для Гоголя отражения быта и культуры хуторян в постановке не будет. Ещё на первой читке Иван Курамов сказал артистам: им стоит забыть про летающие вареники, шаровары, чубы и длинные усы. Режиссёр создаёт метафизическое пространство, в котором дарк-этника переплетается с психологическим хоррором, а режиссёр концентрируется не на фольклорном достоянии, а на человеческих пороках, воссозданных Гоголем. Режиссёр уверен, что в мире Гоголя и без потусторонней нечисти полно зла, и прячется оно не в старых церквях или в болотах, а в людских душах. А такое зло, к сожалению, крика петуха не боится.
Все четыре повести будут объединены и общим героем - собирательным образом народа, осуждающего, лицемерного, надменного. Народ судачит по углам, строит козни, игнорирует жестокость или очерняет человека, который ушёл на тот свет. Именно людская молва и неосторожный язык чаще всего губят людей и тащат их души на дно. Также в спектакле появятся три загадочных персонажа, сам режиссёр называет их "смотрящие за этим местом". Именно в них воплотиться опыт Курамова в жанре дарк-этники. В остальном даже музыкальное оформление и декорации будут лишены фольклорных мотивов.
- Для меня самыми важными здесь стали темы греха и поступков, за которые мы несём ответственность и за которыми идут свои последствия. Мы всегда делаем выбор и никогда не знаем, в какую сторону он поведёт нас, но ответственность мы должны брать на себя, - говорит режиссёр постановки. - Для меня ценны люди. Не про гробы и не про чертей писал Гоголь. Он писал о той нечисти, что в нас сидит, наверное. А мы её пытаемся как-то визуализировать, вот и представляем всяких демонов. Но на самом деле это всё наши мысли, наши поступки.
Роли в спектакле исполняют артисты сразу трёх театров: Омской драмы, "Просто театра" и "Пятого театра". На сцене вы увидите Виталия Храмова, Максима Савенко, Полину Кремлёву, Расима Раенбагина, Ирину Бабаян, Александра Соловьёва, Дмитрия Исаенко и не только. Также в постановке примут участие студенты актёрского курса Олега Теплоухова.
Изображения созданы с помощью Midjourney