Свободное время  •   5 октября 2025, 11:48, последнее обновление 25 октября 2025, 00:40

Прогулки с профессором: "разбираем по кирпичикам" особняк, помнящий Белый Омск и американских дипломатов

Гуляем по современному Омску и погружаемся в историю вместе с профессором, кандидатом исторических наук Борисом Кониковым. Рассматриваем архитектуру старинных зданий и улиц, где бываем каждый день, и задумываемся: а что там было раньше?

Краснокирпичное здание на Тарской, 18, с которого мы начинаем серию материалов, заметно выделяется среди своих соседей, взгляд зацепится за него, даже если ехать мимо по ул. Интернациональной. История здания началась на заре XX века. Это объект культурного наследия, памятник градостроительства и архитектуры, известный как бывшая контора акционерного общества сельскохозяйственных машин 1910 года. Сегодня здесь располагается Арбитражный суд Омской области. Неизменным остаётся название улицы.

- Тарская улица своё название получила в 1898 году по имени Тарских ворот второй Омской крепости (на наб. Тухачевского, - прим. ред.), ведущих на Тару. У омичей это ещё дорога к храму, к Крестовоздвиженскому собору. Вообще, Омск переживал два таких "топонимических бума". В 60-е годы XX века по господствующей тогда идеологии улицы переименовывались в соответствии с героями, которых почитала советская власть. Тарская улица - одна из двух, которая избежала этого, - рассказал профессор, кандидат исторических наук Борис Коников.

 

На Тарской в первой половине XX в.
(из архива Е. Евсеева, библиографический указатель "Мосты жизни нашей. Евгений Евсеев: исследования, публикации"/БУК "Омские муниципальные библиотеки"/lib.omsk.ru)

Здание возведено на территории бывшего Бутырского форштадта, у самой границы с Кадышевским (это дореволюционная система деления территорий сродни административным округам). К сожалению, не получится однозначно назвать имя архитектора проекта. По мнению Бориса Коникова, на авторство могли бы претендовать Илиодор Хворинов, Моисей Шухман, Фёдор Черноморченко.

За счёт обилия различных элементов и декора получился своего рода "учебник по архитектуре". Определяющим стилем можно назвать классический, берущий начало в Древней Греции и Риме. Его иллюстрируют колонны центрального входа и фронтон над ним, пилястры (вертикальные выступы стены), обрамляющие окна второго этажа, аттики (декоративные стенки над карнизом).

 

В числе других архитектурных традиций здесь можно увидеть и Древний Восток, к которому отсылают замковый камень над окнами первого этажа (клинчатый камень в вершине свода или арки, замыкающий конструкцию), "перекочевавший" из Ассирии (царства, существовавшего до нашей эры на территории современного Ирака), кронштейны, или консоли, которые поддерживают кровлю и служат декором. И западноевропейскую архитектуру: "бычий глаз" (круглое окно, через которое свет поступал на чердак), поребрики, но не в смысле бордюра, а архитектурного элемента, когда ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены (ребром наружу).

- Перед нами образец ещё и так называемого кирпичного стиля. Кирпич сопровождает человечество тысячи лет. Он был изобретён ещё в эпоху каменного века. Кирпич ценился за свою фактуру, цвет, возможность создавать не только основу здания, но и сложные декоративные фигуры. В России кирпичный стиль стал популярен со второй половины XIX века, и мы видим его возрождение в наше время, - добавил профессор.

 

ДОСОВЕТСКАЯ ЭПОХА

По данным историко-культурной экспертизы, первоначально это были две отдельные постройки (поэтому они разных объёмов). "Вставка" появилась в 1930-1950-х годах. В некоторых документах, кстати, всё ещё встречается двойной адрес - ул. Коммунистическая, 61 А, В. Главный фасад выходил на ул. Мариинскую, ныне совсем коротенькую, разорванную Коммунистическую.

Там же указывается, что постройки принадлежали Исаю Львовичу (Лейбовичу) Айзину. Он относился к состоятельному семейству начала ХХ века. Его глава - отставной унтер-офицер Сруль Лейба Айзин, как писал в научной статье руководитель Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области Дмитрий Петин, был видным домовладельцем, а пять капитальных строений, возведённых в центральной части города (три каменных дома с флигелями, полукаменный и деревянный дома), находились в долевой собственности между ним и его сыновьями. Среди них, например, здание на Красном Пути, 6 (ныне областное министерство здравоохранения), Герцена, 16 (офисы, бывшая кофейня).

Фрагмент карты Омска, 1904 г. (библиотека им. А. С. Пушкина/elib.omsklib.ru)

О том, что в здании ведёт торговлю контора Международной компании жатвенных машин из Чикаго (или акционерное общество сельскохозяйственных машин), сообщала реклама на всю полосу в справочнике-указателе "Весь Омск" за 1913 год.

- Сберегают труд, время и деньги. Практичны для имений в 100 и более десятин, - обещал производитель тракторов и другой техники, "известных повсюду, и всем, и каждому".

 

Реклама конторы в справочнике "Весь Омск", 1913 г. (Национальная электронная библиотека/rusneb.ru); консульство там же. На тот момент консулом и директором конторы значился А. Рейнеке. 

В зарубежной кинохронике 1919 года Центру изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области удалось атрибутировать фрагмент, связанный с Омском. Двухчасовое видео "Союзные экспедиционные силы в Сибири", смонтированное в 1936 году и опубликованное в 2014-м Национальным управлением архивов и документации США, освещало поездку Американской военной миссии по Транссибирской железнодорожной магистрали от Владивостока до Екатеринбурга и обратно. Как известно, ранее на фоне Первой мировой в Российской империи разгорелась Гражданская война. В июле 1918 года центром белого востока страны со столичным статусом стал Омск.

- В анализируемом фрагменте американский оператор специально сосредоточился на съёмке здания на ул. Тарской: до революции в нём располагалась главная контора "Международной компании жатвенных машин в России" и квартира управляющего. Крупная американская компания International Harvester в 1910 году купила под Москвой Люберецкий завод и основала в Российской империи дочернюю организацию по производству земледельческих орудий и машин. Вскоре её филиалы заработали и в Сибири. В Белом Омске некоторые помещения здания на Тарской были отданы для американских дипломатов, по этой причине в кадре можно увидеть на доме американский флаг, - пояснил "Омск Здесь" кандидат исторических наук, ведущий архивист учреждения Максим Стельмак.

 

Здание с вывеской конторы жатвенных машин в американской хронике, 1919 г.
(скриншоты видео Центра изучения истории Гражданской войны/Национального управления архивов и документации США)

В одном из кабинетов здания оператор съёмки запечатлел Эрнеста Ллойда Гарриса (Харриса), который официально являлся консулом США в Иркутске, но приезжал в Омск, поддерживая находившегося здесь адмирала Колчака. Так, он высказывался за предоставление займа в 325 млн долларов на нужды движения, а за четыре дня до прихода красноармейцев продолжал телеграфировать, что имеются все силы, способные удержать город. Именно Гаррис 19 января 1920 года сообщил в госдепартамент об аресте Верховного правителя.

При этом Гаррис, как полагали современники, был не только дипломатом, но и "крупным финансовым дельцом Северной Америки" (как тогда именовали США в России), имевшим отношение к американской или российско-американской конторе. На взгляд исследователей, это вполне могла быть контора жатвенных машин. После событий в России Гаррис перебрался консулом в Сингапур.

СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭПОХА

После революции здание, конечно, муниципализировали. В 1920-е здесь действовала Школа фабрично-заводского ученичества. И мальчиков, и девочек обучали столярному делу под агитплакаты и зорким взглядом товарища Ленина. Также известно, что позднее помещения занимала детская больница, в том числе на момент постановки особняка на государственную охрану. Состояние отмечалось как хорошее.

 

Школа фабрично-заводского ученичества на Тарской, 18, 1928-1929 гг. (ОГИК музей/goskatalog.ru)

- На территории области выявлено 1100 памятников истории и культуры, 392 из них взяты на государственную охрану. Однако ход работы над "Сводом памятников" вызывает обоснованную тревогу. Состояние большинства неудовлетворительное. Нередки случаи сноса их из-за бесхозяйственности и ненадлежащей охраны <…>. Сдерживает паспортизацию памятников отсутствие у научных экспедиций снаряжения, транспорта, технических средств и материалов, - говорилось в решении омского облисполкома от 23 мая 1989 года № 139, касающегося "активизации работы по подготовке "свода памятников ". Сегодня на его базе создан Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

За более чем 100 лет эксплуатации здания на Тарской, 18, менялись его планировка, внутренние проёмы, входы в здание (двери с западной стороны трансформированы в окна) арка внутреннего двора (демонтирована со стороны бывшей ул. Мариинской). Дважды проводилась реставрация объекта - в 1997-м и новом тысячелетии, когда здание стало частью судебной системы.

 

Состояние памятника в 2003 и сейчас (архивное фото предоставлено пресс-службой Омского областного суда)

- 10 июля 2003 года вошло в историю как день, когда коллегия присяжных впервые после революции огласила в Омском Прииртышье свой вердикт. Этому предшествовал большой подготовительный период. Для создания необходимых по закону условий для "судей из народа" потребовалось отдельное помещение. В связи с этим Омский областной суд получил в оперативное управление двухэтажное здание по ул. Тарской, 18, где за счёт средств федерального бюджета была проведена реконструкция. В 2004 году она окончилась и состоялось торжественное открытие, - уточнил "Омск Здесь" пресс-секретарь Омского областного суда Аскер Абишов.

После переезда областного суда на Туполева, 12, в декабре 2021 года, здание освободилось. Впоследствии помещения переданы Арбитражному суду Омской области. Сейчас здесь работают составы, которые рассматривают дела о банкротстве.

 

Обновлённые интерьеры (фото предоставлены пресс-службой Омского областного суда)

Планируется капитальный ремонт: в 2023 году оценка технического состояния выявила растрескивание отмостки, трещины в кладке стен. Хотя в целом состояние здания признано "работоспособным" и "без предпосылок к ухудшению", в апреле этого года подписан контракт на разработку проектно-сметной документации будущих работ для сохранения памятника.


За помощь в подготовке материала благодарим Центр изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области и Омский областной суд. Прошлые выпуски с Борисом Кониковым в рамках проекта "Короче, Омск" собрали здесь и здесь. Впереди новые истории. 

Фото: Илья Петров

Читайте также