В Городском музее "Искусство Омска" открылась выставка "Ритмы белого" Виктора Маслова. Экспозицию составили более 200 его работ в разных техниках. Выставка юбилейная: в этом году художнику исполняется 80 лет, а его творческому пути - 60 лет.
Использование белого цвета - главный технический приём художника. На картинах он невероятно разнообразен: это и брызги, и полосы, и лёгкая дымка. Сами работы можно разглядывать и вблизи, чтобы видеть фактуру и наслоение красок и разных материалов, и издали, чтобы собрать цельный образ.
О созревании работ, о боязни бездарности, о школе, где ты одновременно и ученик, и учитель, о написании картин заново - Виктор Маслов, член Союза художников России, рассказал о том, как выстраивал свой творческий процесс на протяжении 60 лет.
Виктор Маслов
- Время прошло, и я сам себе стал судьёй. И сейчас я не рискнул, а именно решил показать зрителю эти работы. Выставку я хотел специально подготовить именно к этой дате. У меня было несколько довольно крупных персональных выставок, но эта самая крепкая, самая искренняя. Здесь я показал зрителю некоторые работы, которые хранил лет десять или были не по теме.
- Работа должна созреть, в моём понимании. Она может быть написана с натуры и сразу готова. А бывает, что какая-то тема волнует, сюжет ищешь. Идёт поиск сюжетности: раз написал - вроде не нравится тебе что-то, но жалко убрать, перестроить. Это очень важно для художника - идёт психологический процесс сам собой. Опят мой мне даёт право сказать: то, что ты считал сырой работой раньше, она сегодня оказалась готова, чтобы показать.
- Пейзаж длительного обдумывания не требует. Это не философия, не отзыв на какие-то события, идеи. А портрет для меня - это чисто интимная тема. На нём мои родные люди, родители. Я их не просто люблю - они мне дороги. [Когда я начал эту работу], я начал бояться своей бездарности. Мне не хватало школы, поэтому долго писал этюды, тренировался. И в конце концов, я пришёл к тому, что сейчас они на выставке. Их не надо дописывать до итальянского совершенства, это мертвит.
- Я нарочито делаю неправильно с точки зрения академической системы. Я нарушаю ритмы, я нарушаю пятна. Есть моменты, когда я, как режиссёр в театре, делаю так, как мне надо, чтобы актер танцевал. Как автор, я убедился, что всё может быть так. Конечно, зрителей я не должен забывать. Но в данном случае здесь я - и зритель, и судья, и автор. Я пою, танцую и билеты продаю. Всё в одной тарелке.
- Время - это та же палитра художника, как и краски. Бывает, я иногда пишу через пять лет готовую работу, уже показанную на выставке, и иногда её переписываю. Хочется думать, что ты вырос как профессионал. И действительно, когда я начинаю писать - не исправлять и не переписывать, а именно писать [старую] работу, то вижу, что рука тоньше чувствует, чем раньше. Идёт процесс не переписывания, а углубления всей живописи.
- Творческий процесс можно назвать сложным и, в то же время, очень радостным для художника. Ты скучаешь по этой жёсткости, по этой сложности. Поэтому для этого, чтобы сделать себя более подготовленным, нужны этюды, работа с натурой. Вот ходишь каждый день или раз в неделю на натуру, и если с ней что-то не то - не ври, переделывай! Не сделал [с первого раза], значит, на второй сеанс приходи. Нужно опять идти в школу, только там нет профессора. Там есть ты: ты сам и профессор, и студент.
- Я преподавал тридцать с лишним лет. Иногда попадаются студенты, что диву даёшься: как он мог так сделать? Простую вещь он сделает так, что ты сам уже у него учишься. Если педагог не учится у студентов, то (могу это смело сказать) это сухой педагог.
Выставка "Ритмы белого" работает до 5 октября. Подробнее о ней смотрите в сюжете программы "Свободное время".
- Поделиться:
-
-
-
-
-
- RSS