Четыре года назад актёры Омского академического театра драмы Леонид Калмыков и Александр Соловьёв преподавали студентам актёрское мастерство и пробовали ставить с ними небольшие спектакли. Тогда и возникло желание создать постановку по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Неловкие студенческие попытки в итоге вылились в полноценную премьеру "Слушай звезды" (12+), которая состоится 2 декабря на сцене Дома актёра. Вот только играют в спектакле не их студенты, а сами актёры в компании с актрисой Омской драмы Марией Макушевой.
О том, почему этот спектакль нужен больше взрослым, чем детям, зачем понадобилась песочная анимация и почему Маленький принц сменил плащ и шарф на худи, создатели спектакля рассказали журналистам на культурном завтраке.
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
- Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц", эпиграф-посвящение
Авторы и режиссёры идеи - Леонид Калмыков и Александр Соловьёв. На реализацию своего проекта актёры получили сразу две стипендии от Союза театральных деятелей России (к слову, это большая редкость: один проект и две стипендии).
- Когда Леонид рассказал о своей задумке, эта история нас привлекла тем, что она о свежем взгляде на мир, о том, что нужно продолжать оставаться ребёнком, удивляться, восхищаться. Но с другой стороны, эти ребята многое переосмыслили для себя. Например, я никогда не смотрела с той стороны, что семь планет - это семь грехов человека. Но для них это тоже оказалось важно. В них есть какая-то живая детская непосредственность. И в то же время эти ребята вместе с фантазией и своим ребячеством очень организованно и продуманно подошли к работе, - считает директор омского Дома актёра Наталья Швирст.
Наталья Швирст
Леонид Калмыков признаётся: история, которую покажут зрителю в конечном варианте, создана коллективным разумом трёх актёров. Смыслы, которые вкладывал французский писатель, остались в спектакле в первозданном виде, ведь не зря сама сказка разошлась на цитаты. Но актёры изменили угол зрения на проблему. История Маленького принца теперь разворачивается не в эфемерном пространстве 20-го века, а в современной реальности. Леонид и Александр сталкивают Маленького принца с близкими сегодняшнему человеку проблемами глубинной цифровизации жизни, когда люди прячут свои чувства за синим экраном смартфона, а дети слишком рано сталкиваются с миром взрослых, будучи не готовыми к нему.
- "Маленький принц" как произведение - это столкновение мира ребёнка с миром взрослого, это про детское мироощущение, про детский взгляд на мир и про взрослое восприятие окружающей действительности. Нам же интересно говорить про сегодняшнего взрослого и сегодняшнюю детскую душу. Так или иначе сегодня мы все сталкиваемся с цифровой средой - в 21-м веке живём. Мы не берём в расчёт юную аудиторию. Но я бы сказал, что эта история для детей от 0 до 99 лет, - рассказывает Леонид Калмыков. - Взрослыми мы, наверное, становимся в тот момент, когда идём на какой-то внутренний компромисс с окружающим миром и перестаём замечать что-то очень интересное вокруг себя.
Леонид Калмыков
Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" И после этого воображают, что узнали человека.
- Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Сами актёры считают, что для них работа над таким материалом - это "внутренняя попытка не забронзоветь", не утратить детскую наивность. Взрослому человеку при перечитывании "Маленького принца" многие мысли кажутся открытиями. Взрослые привыкли всё усложнять - сказывается жизненный опыт. А ребёнку взгляд Маленького принца на мир очевиден, он близок ему в силу детской неопытности. Но актёры признаются, что им самим свойственен инфантилизм, и иногда приходится усмирять своего внутреннего ребёнка и включать "взрослость", чтобы понимать, в каком мире мы все существуем и не строить иллюзии сквозь розовые очки.
Ещё одна особенность спектакля, как говорят авторы, это то, что актёры на сцене не будут играть персонажей сказки Экзюпери, а будут говорить от их лица, как бы "играть в историю". Так, Леонид Калмыков рассказывает сказку для взрослых от лица Маленького принца, Александр Соловьёв играет рассказчика, который "отвечает за всё взрослое в этом спектакле", а через Марию Макушеву говорят персонажи Розы и Змеи.
- Лично мне, так как я играю Розу, очень интересна мысль о том, что любовь способна принять любые колючки, любые недостатки, и именно через принятие любящий человек освобождается. С тебя спадают какие-то иллюзорные маски, представления, и ты уже начинаешь существовать в каком-то ином ключе, с какими-то другими настройками, - отметила Мария.
Мария Макушева и Леонид Калмыков
Глаза слепы. Искать надо сердцем.
- Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
В основу музыкального оформления спектакля легла музыка финского аккордеониста Киммо Похьонена. Леонид уже давно заслушивался его музыкой, а когда начал работать над спектаклем, понял: аккордеон - это то, что нужно.
Оформление в спектакле, по словам Леонида, незамысловатое, по большей части условное. Команда спектакля использовала мультипликационный видеоряд, который так или иначе ассоциируется у человека с детством. Но знакомых картинок из книжки в спектакле взрослый зритель не увидит. Даже сам Маленький принц сменил свой плащ и красный шарф на оверсайз - история ведь о том, что принц из современности.
В мультипликационный видеоряд и происходящее на сцене вплетается песочная анимация в режиме лайф-трансляции - она отсылает нас к одной из основных локаций философской сказки - пустыне. Кстати, именно Мария Макушева создаёт песочную анимацию. На курсы девушка пошла ещё в апреле и в течение двух месяцев училась управляться с песком и превращать кристаллики в картинки.
- Песочная анимация относительно этой истории - уж точно ход не новый. Но обычно это работает отдельно от повествования, от героя. Больше как футаж, как какой-то отдельный видеоряд, сопровождающий или разбавляющий действие на сцене. Нам захотелось всё соединить, чтобы это работало не только иллюстративно, но ещё и актёрски. В этом смысле, может быть, у нас есть какой-то намёк на что-то новое, - рассказывает Леонид Калмыков.