Свободное время  •  16 ноября 2024, 16:16, последнее обновление 21 ноября 2024, 10:21

"Как можно больше говорить о любви". Маэстро Голиков прокрутил "Колесо судьбы" в Омске

Два мощных произведения прозвучали в одном концерте под управлением петербургского дирижёра.

В пятницу, 15 ноября, в Концертном зале Омской филармонии провернули "Колесо судьбы". Программу с таким названием представил Симфонический академический оркестр под управлением главного дирижёра Международного симфонического оркестра "Таврический" Михаила Голикова. В программу вошли два сильных произведения: "Реквием ре минор" Амадея Моцарта и кантата Carmina Burana для солистов, хора и оркестра Карла Орфа.

Маэстро Голиков признаётся, что соскучился по Омску и в свой первый за долгое время приезд взялся за масштабную задачу. На сцене - не только большой состав симфонического оркестра, но и два взрослых хора и один детский, четыре солиста. При таком внушительном числе артистов дирижёру необходимо учитывать огромную массу деталей и нюансов. Вдобавок дирижёр выбрал два сильных музыкальных труда. "Реквием" - последнее и неоконченное произведение Моцарта, над которым он работал до своего самого последнего дня. Кантата Орфа написана преимущественно на латинском языке, в её основе - средневековые стихотворения из сборника, написанного в середине 1930-х. В смысловом центре кантаты - колесо Фортуны, подчиняющее человека своей воле.

- Программа, которую я предложил в этот свой визит в Омск, является в некотором роде вызовом, - рассказал Михаил Голиков в интервью "Омск Здесь". - Традиционно эти два мощных, артериальных сочинения исполняются в двух разных концертах. Оркестр откликнулся на моё предложение, не закрывшись, мол, придумал сумасшедший дирижёр, а нам столько музыки играть!.. Я получил поддержку от оркестра, почувствовал, как музыканты стараются аккомпанировать, делать так, чтобы мне не приходилось тратить время, внимание, силы на решение каких-то проблем именно в оркестре. Главная задача, которую я поставил перед музыкантами, - сыграть не просто ярко и эмоционально, а сделать это очень насыщенно эмоционально так, чтобы зритель ушёл после этого вечера в каком-то смысле ошеломлённым.

- Михаил, как вы считаете, симфоническая музыка - это особая мифология, посредством которой человечеству становится проще смириться с мирозданием, принять то самое колесо судьбы, которое вы запустили вместе с Омским симфоническим оркестром?

- Безусловно, без этой философии мы никуда не денемся. Но симфоническая музыка, как вы правильно обозначили, это целый театр. Внутри неё всегда есть мифы. Мифология есть внутри, наверное, каждого инструмента, который играет в симфоническом оркестре. Инструмент - это персонаж, который позволяет рассказать свою историю о, казалось бы, знакомой идее колеса Фортуны. Вращая его, сегодня ты оказываешься наверху, а через мгновение можешь оказаться внизу, там, где был нищий, который стал вдруг царём.

- Какие заветы по принятию судьбы Карла Орфа вы находите в нотах, работая над его материалом?

- Думаю, Орф хотел показать, насколько быстр и стремителен миг жизни, насколько человек - это песчинка в мировой цивилизации, но при этом насколько важно человеку не забывать, что эта жизнь только его и только он себе хозяин, а не судьба. Судьба и так решит, кому какой сектор, как в той телеигре, выпадет. Мы приготовили трансляцию перевода этого текста, чтобы зритель мог наглядно понять, о чём идёт речь в каждом из разделов этих студенческих песен. Потому что они настолько разные, настолько удивительно полярны. Вот здесь - пьющие студенты, а вот здесь - удивительная любовь, которая способна привести весну в жизнь раньше, чем заканчивается зима. Очень много строчек о любви в этом произведении. Сегодня это очень важный, тонкий и актуальный момент - не забывать как можно больше говорить о любви.

- Романтизация трагических переживаний в музыке - это способ легче их пережить? Или это можно сравнить с тем, что человек надевает розовые очки, которые скоро спадут, и он останется один, уязвимый, на растерзание судьбы?

- Нет! Конечно, всё это, мне думается, делается для того, чтобы дух человека укреплялся, и он мог быть способен переживать ещё более сложные, трагические и роковые обстоятельства или события в своей жизни. Безусловно, здесь Орф, как и многие другие классики, старался преподать урок человечеству о том, что порой некоторые переживаемые вещи на самом деле ничтожны перед лицом каких-то других более глобальных трагедий, более серьёзных и философских. Я думаю, ему не просто было о чём сказать, а было что передать, послать месседж будущим поколениям. Высмеивая мелкие неурядицы, проблемы, грехи, Орф указывает нам путь к укреплению своего духа.

- Реквием Моцарта посылает похожий месседж?

- Да, однозначно. Реквием - его недописанное сочинение и, по сути, эпитафия самому Моцарту. Это произведение отличает очень хорошего композитора от великого, а Моцарт - великий композитор. Реквием - это послание человечеству на многие столетия вперёд (смотря сколько оно протянет), это напоминание о силе бессмертной души. То, что Орф высмеивает при жизни, Моцарт увековечивает в вечности. И это тоже месседж для людей, которые пытаются истребить друг друга: во-первых, за всё придется отвечать, а во-вторых, ты можешь победить тело, но не сможешь победить дух.

Михаил Голиков

Экспрессия, мурашки, размышления, надежда - вот что унесли зрители с собой после двух отделений концерта. Как бы ни провернулось колесо судьбы, у человека остаётся свобода выбора и воля идти к своей цели.

- Не все знают про Моцарта и его историю, поэтому подводка в начале программы достаточно познавательная, - отметила одна из зрительниц. - Я "улетала" по-разному, пока звучала музыка. Читаешь русский текст, латынь, в голове появляются разные ассоциации, поэтому могла задуматься, улететь куда-то. Хоровое пение наводит на мысли, печаль, грусть, но в то же время помпезность и величественность.

В предыдущий раз маэстро Голиков выступал перед омичами в рамках "Большого симфонического парка - 2023". На "Баттле оркестров" в музыкальной битве сошлись Симфонический оркестр Ленинградской области и Омский академический симфонический оркестр под руководством Михаила Голикова и Дмитрия Васильева соответственно. Насколько легендарной была эта битва, можно оценить в нашем материале. Также во время своего нынешнего вояжа в Омск дирижёр стал героем телевизионного проекта "Классики" на канале "Продвижение" и обсудил русскую классическую литературу с молодыми тэвэшниками.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также