Если клуб для вас больше, чем просто название любимого мультсериала детства "Клуб Микки Мауса" или российского сериала MTV, - значит, в конце девяностых и начале нулевых вы определённо обрадовались бы флаеру, открывающему двери на тусовку. Клубная жизнь в Омске кипела. Да, здесь нужен глагол в прошедшем времени. Сегодня о ней говорят уже как об историко-культурологическом явлении.
20 и 21 июля Омск снова забывает о том, что значит "спать", но происходит это по-новому: диджеи не только встают за пульт, где управляют "качающими" вибрациями, но и вступают в дискуссию "Ночная жизнь Омска: тогда/сейчас". А те, кто 20 лет назад не знал слова "стоп", когда речь касалась танцев, не ограничиваются страстью к ночным ритмам и заслушиваются лекцией об эволюции клубной моды.
Рассказываем, как прошёл фестиваль клубной культуры "Омск не спит" и разбираемся, разучилось ли, по мнению "мэтров", новое поколение радоваться жизни, ведь те, кому сегодня исполняется 20, о былой клубной жизни порой и вовсе не подозревают.
- Дома сидеть каждый день? Я хочу веселиться! Мне только 18 исполнилось, я хочу жить свою лучшую жизнь, но вот не знаю как, - поделился гость фестиваля Егор.
- Клуб отчасти похож на кинотеатр. Только кинолента тут - музыка, а гости хотят увидеть картину на большом экране, то есть хотят услышать музыку более объёмной, почувствовать её всем телом. Вы оказываетесь в общем эмоциональном переживании, что создаёт более интенсивное восприятие того, что происходит вокруг. А так как в клубной музыке много низких частот, то только эмоциональное переживание (которое присуще нашему кинотеатру) превращается в физическое, - отметил Сергей Мезенов, организатор фестиваля клубной музыки "Омск не спит".
Желание наслаждаться состоянием забытья в танце сегодня неотделимо от понятия "молодость". На смену клубной культуре пришла барная. Но почему?
- Люди, которые выросли без смартфонов и социальных сетей, куда проще воспринимали большое количество людей в одном месте, а поколение смартфонов - им очень тяжело, когда вокруг много незнакомых людей - это же современная болезнь, кажется, хикикомори, когда человек боится выйти… даже из комнаты, что уж тут про выход в клуб говорить, а бар - это решение проблемы, это более камерно и потому комфортно, - убеждён представитель промогруппы "АТАС!" Даниил Белоусов, участвовавший в дискуссии "Ночная жизнь Омска: тогда/сейчас".
- Это меньшая организаторская кровь (улыбается). Общее танцевальное переживание стало организовываться в двух вариантах: первый - камерный, который можно организовать в баре на 20-30-50 человек без потребности в очень дорогой технике для воспроизведения музыки; второй - большой, очень масштабный фестивальный рейв, где ты используешь супернавороченную технику, вход не за донат, как мы уже привыкли, а по билету с ценой в несколько тысяч рублей - тысячи человек собираются вместе в специальном ангаре, где уже всё оборудовано по космическому уровню. Клуб был чем-то средним, и сегодня как формат отошёл, - говорит Сергей Мезенов.
"Всё или ничего" - в духе не только современных людей, но и тех, кто в конце прошлого века танцевал ночи напролёт. В Омске первый рейв прошёл в 1995 году, он назывался "Дэнс-акция". Незатейливое название не помешало 1500 человек собраться в Концертном зале и "зажечь" в стенах, где в почёте высокое искусство. Это была легальная вечеринка, так как проходила под эгидой молодёжного движения "Все за".
Неформальный стиль вечеринки позволил гостям не просто выплеснуть эмоции на танцполе, но и осуществить детскую мечту, которая была у каждого и звучала так: "Я хочу стать космонавтом"! На первый взгляд кажется, что это абсурд, но обратим внимание на то, что о вечеринках чаще всего отзываются так: "Это был… просто космос", да и первый рейв в стране имел знаковое название Gagarin Party, проходил в космическом павильоне ВДНХ.
- Для русской культуры космос - это одна из важных частей культурного кода. Космос был действительно чем-то невероятным, мы его поэтизировали, действительно мечтали о нём, поэтому нет ничего удивительного в потребности пережить что-то ИНОЕ в обычной жизни. Рейвы эту потребность удовлетворяли. Кстати, электронная музыка сама по себе тоже генерит звуки, которые в естественной среде ни один музыкальный инструмент произвести не может. В ней нет элементов подражания, как в джазе - подражания крикам животных. Тут вы действительно слышите космические сферы. Один из зачинателей электронной музыки Жан-Мишель Жарр, его сочинения - чёткая апелляция космосу. И вот это желание чего-то иного, чего-то другого - оно, несомненно, влияет на то, что сейчас принято называть "вайб", на состояние. И мне кажется - это очень круто. Потому что человек обязательно должен стремиться к чему-то за пределами себя. К чему-то лучшему, к чему-то необычному. К чему-то далёкому - это, пожалуй, лучшая траектория, - рассуждает культуролог Галина Черба.
Тем самым "иным" был Запад. Подражали музыке, танцевальным движениям и, конечно, модным тенденциям.
- Подражание - это была главная идея начала клубной жизни. Так всегда бывает: сначала ты подражаешь, потом ты вырабатываешь свой собственный стиль. У нас он получился очень лихим! Нужно сказать, что особенность русской клубной культуры - это неистовость. Если мы возьмём двух фриковато одетых людей, но один будет наш, а другой - с Запада, то максимально фриковатым, вероятнее всего, был бы наш. Потому что мы правда неистовые. Если мы обратимся к знаковым фигурам, например, Бартенев, Мамышев-Монро, то вот он заходит и ты понимаешь: что-то волшебное случилось! Человек одевается так не потому, что ему заплатили или он участник какого-то шоу, а потому, что это его внутренняя потребность, - замечает Галина Черба.
Термин "клубное поведение", как ни странно, ведёт нас не к изучению культуры человечества, а к биологии. Клуб для человека (какими бы мы образованными ни хотели себя видеть, но мы всё же в первую очередь животные) - естественная потребность.
- На диджея смотришь, он ловит твой взгляд, понимает, что ты рад. От этого он становится рад. Клуб - это общение между людьми, которые пришли радоваться вместе и заражаться энергией от музыки. Клуб - это про социальный слой, это когда я вижу людей, с которыми могу свободно общаться, приятно общаться, с которыми я могу обсудить не только музыку, но и знаки культуры, - делится посетительница фестиваля "Омск не спит" Ирина Логвиненко.
- Мне очень нравится эта клубная эстетика, потому что здесь очень громкая музыка, много людей, все просто делают, что хотят, все радуются, им просто весело и музыка! Басы сквозь тебя проходят, у меня кашель начался, это безумие какое-то, - говорит посетитель фестиваля "Омск не спит" Артём.
- Клубы - это сильно моя история! Я когда-то жила рядом с тем, что назывался XL. Обожала в него ходить. Сейчас пришла на фестиваль клубной музыки, потому что соскучилась по тому чувству эйфории в танце. То, что делает тело, - это выражение того, что происходит в душе. Музыка без слов, особенно без каких-то таких… ну вы понимаете (то, что сейчас в поп-культуре есть) - в общем, такая музыка позволяет потанцевать, пообщаться с людьми, которым она тоже нравится, потанцевать с людьми - получается что-то типа экстатического танца. Примерно 8 лет назад в Омске все клубы уснули, и очень хочется надеяться, что сейчас что-то вновь просыпается, - делится мыслями гостья фестиваля "Омск не спит"Марина.
Состоятельность и реализация идеи возрождения клубной культуры в рамках фестиваля обсуждалась на дискуссии "Ночная жизнь Омска: тогда/сейчас". Диджеи поделились историями о том, как не спали ночами и "качали из интернета" треки для грядущих вечеринок, о том, как впервые оказывались на рейвах и не могли поверить в то, что картинка тусовки с клипа по MTV может быть реальностью в родном городе, поразмышляли о столпах культуры и пришли к выводу о том, что клуб - это в первую очередь музыка. К ней же отношение в 21 веке стало совсем иным. Ценность каждого трека упала с небесной высоты до определения "один из".
Если люди действительно шли в клуб за необычной музыкой, которую нигде не отыскать, то сегодня былой клубной культуре "держаться" практически не на чем. Изобилие цифровых платформ определяет безысходность положения. Включить любимый трек одним движением пальца или отправиться на тусовку, где будет играть омский диджей? Увы, но, вероятнее всего, ленивый и недоверчивый современник остановится на первом варианте - ещё и отдаст выбор попсе, вызывающей большее количество вопросов к качеству, в то время как диджей на другом конце города в реальном времени создаёт новый хит, но всё ещё считается "нишевым" музыкантом. Потому дискуссию музыканты заканчивают иронично: "Друзья, ходите на омский музыкальный движ, вытащите нас из андеграунда, пожалуйста".
- Диджеинг на виниле - это смысл жизни. Представьте себе, что вы любите плавать - вы живёте в горах и не видите море лет пять, а потом выходите на берег и на вас накатывает. Диджеинг - то же самое, это стихия, - говорит диджей Александр Токсубаев.
- Люди пока не понимают, что в их городе, где они живут, есть очень много ярких людей, которые создают очень хороший качественный контент. Они не хотят пока за это голосовать рублём, вниманием, - считает представитель промогруппы "АТАС!" Даниил Белоусов.
- Локальная культура часто вызывает у людей, живущих в том же самом городе, где она развивается, какой-то недостаток интереса. Им кажется, если это что-то локальное, то оно как будто бы менее интересное, менее профессиональное. Вот к нам приехал большой артист, которого показывают по телевизору - вот это классно, это мы понимаем, а тут что-то свои ребята делают и непонятно, что это такое, - отмечает Сергей Мезенов, организатор "Омск не спит".
Поэтому главная цель организаторов фестиваля клубной культуры вовсе не отправить омичей вновь проводить каждую ночь на кураже, а обратить их внимание на собственное арт-пространство и напомнить, что локальное искусство самобытно, интересно и, конечно, эстетично.
Напомним, что ранее мы рассказывали о подготовке выставки в рамках фестиваля "Омск не спит", посвящённой тем самым флаерам, что открывали двери в "иное измерение" танцевальной свободы и рассуждали с её куратором Андреем Руденко, почему клубная жизнь цепляет навсегда?
Фото: Елизавета Медведева