Когда речь идёт о мюзиклах - молчать о хореографии и работе хореографа-постановщика невозможно. Сегодня вспомним о совместном проекте Musical Universe, ГИТИСа и Москонцерта "Выходные мюзикла", задачей которого являлось создание пространство для общения, сотрудничества и обмена опытом между представителями российской индустрии мюзикла со всей страны, и поговорим с главным хореографом проекта Иваном Межевикиным.
- Давай начнём с "базы": что такое хореография для мюзикла?
- Ой, ничего конкретного (смеётся). Раньше "базой" для хореографии в мюзикле можно было назвать джаз-модерн. Но сегодня хореографы "стандартом", конечно, не ограничиваются: берём из самых разных жанров лучшее. Нам, как ни крути, правила игры диктует музыкальный материал. Я не могу "танцевать не в музыку". Поэтому слушаем материал, а дальше уже какая сила посетила, какие навыки, знания есть - всё синтезировал, и в бой!
Конечно, в мюзикле о хореографии нужно думать совсем не в третью и не в четвёртую очередь. Хорошо, если в первую, в крайнем случае во вторую.
- Вся власть над ансамблем в твоих руках или решениям нужно одобрение режиссёра?
- Я очень ранимый на самом деле хореограф - мне нужно подтверждение максимального количества людей со стороны (улыбается).
- Что самое сложное: ставить, объяснять артистам, что, собственно, от них нужно, или оттачивать материал до блеска?
- А бывает легко?
- Вот он "нелёгкий лёгкий", да?
- Хореография - то дело, которое, грубо говоря, состоит из ничего. Танец нельзя пощупать, нельзя ощутить рукой - никак! Это как... Сейчас будут мощные замашки (смеётся). Это как вселенная родилась из пустоты, так из пустоты формируются и хореографические произведения. И в этом внутренний кайф для постановщиков. На уровне мысли - раз, раз, раз - и представил, что будет работать на зрителя.
- Какой ход всегда беспроигрышен?
- Оттяжка - выстрел. Синхронно музыке концентрируешь внимание зрителя на хореографическом рисунке. Концентрируешь, концентрируешь и в момент ферматы ты замираешь, чтобы зритель ещё сильнее почувствовал напряжение. Ты даёшь ему заинтересоваться: что сейчас произойдёт? БАМ - делаешь "выстрел" и разбиваешь эту историю - весь рисунок "разлетается". Приём простой и банальный, но работает.
- Давай про "Выходные мюзикла". Проект - показатель среза жанра по стране на сегодняшний день. Театры-гости приезжают с готовыми номерами, но блоки по мюзиклам-хитам, как я понимаю, ставятся здесь и сейчас. Расскажи, ты работаешь с нуля и заключаешь в хореографические формы своё понимание известных постановок, что-то цитируешь или, может, полностью переносишь хореографию на свой балет?
- Поскольку мы идеологически работаем в срезе времени, на сцене делаю всё. У нас нет точки отсчёта. Да, формат фестиваля "здесь и сейчас". Так получается и с точки зрения танца. Существуют термин "классическое наследие" - я себе позволил некоторые номера перенести на нашу сцену, например, All That Jazz. Если говорить про "Ромео и Джульетту" - это эксперимент, в результате которого получился номер (низкий поклон французскому мюзиклу). "Арабская ночь" - номер, с которого мы с балетом начали работу над проектом, что называется, полностью авторская хореография (смеётся).
Позволю себе сказать, что работали мы три недели в режиме нон-стоп до состояния, когда вечером вы с постановочной командой садитесь в кабинете обсудить технические штуки, и начинается разговор на уровне: "Вань, иди домой, тебе б поспать". Работали много. Смеялись тоже много. Почти каждая репетиция начиналась так: "Ребята, сегодня мы делаем танец, он будет несложным (смеётся). - Да, знаем мы твои "несложные танцы".
Ты можешь быть трижды гениальным хореографом, но если артисты не горят, то все твои идеи - это ноль, некому их в жизнь превратить. Работа с труппой - это отношения с единым организмом. С человеком. И иногда этот человек может быть расстроен, может устать, но пристройку к нему тебе всё равно надо найти. Иногда, кстати, было желание местами сделать танцы попроще за счёт композиционных решений. Но вот ты заходишь в репетиционный зал, видишь артистов, которые всё могут, всё умеют, имеют высокую степень сценической выразительности - и всё. И хочешь сделать как лучше, и вот уже никакой пощады (смеётся).
- С хореографией намудрить или перестараться можно?
- Хореофелия - это "замечательно". Можно сделать много странных движений или не странных, но если этого будет много, долго и относительно ровно - ты как зритель заснёшь. Поэтому по своей же задаче (улыбается) я создаю эмоциональные качели.
Фото: Юлия Губина, скриншот Musical Universe