Корреспондент "Омск Здесь" познакомилась с солисткой оперной труппы Большого театра (меццо-сопрано) Алиной Черташ и узнала, как живёт молодое поколение вокалистов.
- Алина, расскажите, о чём мечтали в детстве? Как видели своё будущее? Реалии сегодняшнего дня совпали с теми мечтами?
- Вы сказали, что с эстрадным вокалом не сложилось, почему?
- У каждого есть манера, в которой голос звучит лучше, ярче. В эстраде, во-первых, я не так убедительно звучала, наверное. А во-вторых, я была очень закрытым ребёнком, скромным, что, конечно претит эстраде. Для меня сложны были какие-то танцы, заигрывания с публикой, мне это с детства казалось каким-то глупым занятием. А когда я попала на академический вокал, я поняла, что это то, что мне нужно. Там ты выражаешь себя через голос, слово, интонации.
- Вы победитель большого количества конкурсов. Как себя морально подготовить, если ты ещё ребёнок и всё, включая значимость этих конкурсов, воспринимаешь слегка гипертрофированно? Как сделать, чтобы юный вокалист не закрылся от мира из-за потенциальной неудачи?
- Конкурсы важны, потому что, во-первых, это опыт выступления в состоянии стресса, когда на тебя давит ответственность за себя и за педагога. Это тренировка концентрации, голоса, потому что одно дело - петь в классе для педагога или даже на концерте, другое дело - на конкурсе, когда тебя оценивают. Ты вообще должен быть готов, что всю жизнь тебя будут оценивать, куда бы ты ни шёл. Мне кажется, ребёнка нужно с детства учить проще ко всему относиться: к жизни, к неудачам, к себе самому, - иначе не сможешь дойти до каких-то высот, если постоянно будешь переживать из-за мелких падений. И, конечно, ребёнка должны поддерживать родители и педагог, говорить ему, что не бывает прямой дороги, это всегда взлёты и падения, с детства надо учиться с этим жить. Вообще, мне кажется, секреты отношения к ребёнку (не секреты вовсе) ровно такие же, как к взрослому, - поддержка и любовь.
- Помните свой первый выход на сцену?
- Да, но мои первые выходы на сцену были связаны с эстрадным вокалом, и после этих концертов я себя очень плохо чувствовала. Врачи тогда сказали, что моя нервная система вообще не подходит для сцены, и не стоит мне этим заниматься, просто доходило вплоть до потери сознания. Тогда мне было 6 лет, поэтому я плохо помню, как это всё происходило. А если говорить про мой сценический опыт как академической вокалистки, там всё было настолько отточено и подготовлено с моим педагогом, что на сцене я уже чувствовала себя уверенно. Психологическое состояние на сцене - это вопрос тренировки, количества выходов на сцену, количества репетиций.
- Вы сказали, что после музыкальной школы вы поступили в Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина. Расскажите о главном уроке, который там получили? Это что-то профессиональное или же жизненный опыт?
- Омское музыкальное училище - отдельная глава в моей жизни, где я получила основные свои знания и умения. Несомненно, главная моя удача в тот период - встреча с Натальей Ивановной Огневой, моим вокальным педагогом, благодаря школе которой я пою и сейчас. Большое счастье - никогда не иметь сомнений в советах педагога, а просто работать в одном направлении и точить свои навыки. Годы обучения в Шебалинке - наверное один из самых счастливых периодов моей жизни, все педагоги, которые там преподают, - профессионалы высокого уровня. Учась в дальнейшем в Москве, общаясь с ребятами со всей страны, я редко от кого слышала о такой качественной комплексной подготовке по всем дисциплинам в училище.
В Гнесинку я поступила без особых усилий. Экзамены по теоретическим дисциплинам показались абсолютными пустяками благодаря Ирине Александровне Дракиной, которая готовила меня и несколько других выпускников к экзамену по сольфеджио, бескорыстно, упорно, приходя каждый день до занятий, чтобы позаниматься дополнительно.
Конечно, в человеческом плане и школа, и училище - это подготовка к дальнейшей жизни. Мы взрослели там, искали себя, учились любить, дружить, узнавали, что такое конкуренция, зависть, соперничество. И важно, чтобы в этот период рядом были люди, которые направят тебя в нужное русло. Таких людей в Шебалинке много.
- А в Омске сейчас часто бываете?
- Получается приезжать редко, только во время отпуска в театре, в августе. Но я всегда жду этой поездки, у меня там семья, друзья, бабушка с дедушкой, которые тоже целый год ждут нашей встречи. К расставаниям невозможно привыкнуть, сердце не закаляется. В Омске всё пропитано ностальгией по детству, юности, по беззаботному времени, по прогулкам по набережной, нашим самым красивым закатам. Можно ли не любить место, где встретились твои родители, где ты вырос, где случилась твоя первая любовь и твои первые разочарования?
- Трудно ли было уезжать? Как долго привыкали к Москве?
- Было тяжело, особенно первый год. Я была очень домашним, семейным человеком, а в Москве пришлось жить, можно сказать, в экстремальных условиях: четыре человека в комнате 18 квадратных метров, душ один на 12 этажей, очередь иногда можно было ждать около часа, ну и прочие "прелести" в виде тараканов… Помимо этого, тотальное одиночество в большом городе. Но всё это можно преодолеть благодаря музыке, учёбе, горению своим делом. В годы обучения в Гнесинке я нашла и настоящих друзей, и своего мужа.
- Видна ли разница между людьми, живущими в столице и в Омске?
- Мне кажется, в Омске люди более собранные, целеустремлённые, всё делают на максимуме своих возможностей. Я это замечала и во время своего обучения, и в семье у меня тоже с детства прививалось, что если ты что-то делаешь, то должен сделать это хорошо, либо вообще не делать. И люди более самоотверженные что ли, бескорыстные. За всё время моей подготовки к поступлению в Москву разговоров про деньги вообще никогда не было. Все занимались бесплатно, сверхурочно, готовы были помочь в любой ситуации. В Москве, конечно, всё больше завязано на деньгах, на каких-то внешних, совершенно неважных вещах, но близких людей по духу везде можно найти, если быть самим собой и не пытаться подстроиться под общество, чуждое тебе.
- Большой театр - это визитная карточка нашей страны. Все его знают, все мечтают попасть. Помните, когда впервые попали в Большой театр? И как удалось стать частью команды этого знаменитого на весь мир храма искусства?
- Пока я училась в Академии, ходила в Большой театр, у нас были льготные билеты по 100 рублей - стоишь на последнем ярусе под люстрой весь спектакль, люди какие-то маленькие по сцене ходят. Я даже представить себе не могла, что окажусь этим "маленьким человечком" на сцене, мне казалось, что они какие-то небожители. Я, кстати, также и про поступление в Москву думала. В Большой попала я случайно, поехала на конкурс-смотр вокалистов-выпускников в Петербург, который проходит ежегодно. Вообще это "ярмарка" выпускников, где должны быть директора театров со всей страны, и они себе разбирают работников. Причём я и там оказалась случайно: забыли, что я уже выпускаюсь, встретила завкафедрой, он вспомнил про меня и прямо перед совещанием, где они обсуждали, кто поедет, включил меня в список. Я не очень была довольна своим выступлением, но сразу после него ко мне подошла заведующая труппой Большого и пригласила на прослушивание. Я как-то сначала даже не придала этому большого значения, ну мало ли людей слушают. Но я была счастлива в предвкушении грядущей возможности спеть на прославленной исторической сцене Большого театра, думая, что, скорее всего, этот случай будет в моей жизни разовым.
Кстати, перед этим прослушиванием я поехала в Омск: меня пригласила Омская филармония на концертное исполнение "Евгения Онегина". И ещё одна счастливая случайность - в Большом готовилась премьера именно "Онегина", что позволило мне прослушаться и стать частью команды в роли Ольги. Так что этот персонаж - счастливый для меня, благодаря ему я стала стажёром оперы, а затем солисткой.
- Как вводят в курс дела молодых коллег?
- В театре всем хватает работы, партии распределены таким образом, чтобы все занимались своим делом. Есть роли для взрослых певцов, которые мы не можем спеть физически, так что я бы не сказала, что есть соперничество. В Большом вообще на удивление здоровая атмосфера внутри труппы. Все мифы о подкладывании иголок в туфли развеялись в первый же месяц моей работы там. Я ощутила огромную поддержку со стороны старших коллег, все понимали, что я чувствую, находясь рядом с кумирами моих студенческих лет. Певцы, на которых я равнялась и равняюсь, стали моими партнёрами по сцене. В театре сейчас очень много молодых певцов, что, конечно, облегчает существование и на сцене, и вне её. Все трудности мы преодолеваем вместе, плечом к плечу.
- Как полюбить оперу, многие же вообще не понимают её? И с чего посоветуете начать знакомство?
- Чтобы оперу понимать, нужно иметь определённый уровень образованности. Думаю, это вопрос сформированного эстетического вкуса. Нельзя не любить читать, не интересоваться искусством вообще и любить оперу. Нужно воспитывать своё восприятие в картинных галереях, музеях, учиться видеть и отличать прекрасное. Опера - это высокое искусство, элитарное, понимание которого неотделимо от понимания, например, литературы, живописи. Мы можем задать подобный вопрос относительно кино, например: почему кто-то любит низкопробное кино, а кто-то получает удовольствие от Феллини и Тарковского?
- Можно ли сказать, что вокалист по умолчанию ещё и полиглот?
- Знание языков в значительной мере облегчает певцу его профессиональную жизнь. Если английский нужен в первую очередь для коммуникации, то итальянский, французский и немецкий - для быстрой выучки материала и правильного произношения. К тому же итальянский - вообще основной музыкальный язык, и зная его, ты становишься в разы более оснащённым профессионально. Я бы сказала, что можно не знать какие-то языки досконально, но читать и правильно произносить должен уметь. Что касается английского, жизнь певца часто связана с работой за рубежом, и существовать в среде без знания языка по 1-2 месяца совершенно невозможно.
- Вы являетесь представителем нового поколения вокалистов, какое оно, на ваш взгляд?
- Мне кажется, у нашего поколения больше возможностей: большое количество образовательных проектов, мастер-классов, часто они бесплатные. Есть интернет, где огромная база записей, ты можешь послушать любую оперу. Это сильно облегчает жизнь, раньше же нужно было идти в фонотеку, искать записи. Когда я была маленькой, мы с мамой ходили в фонотеку в библиотеку им. А. С. Пушкина и находили там какие-то песни, романсы, а сейчас сборники все в интернете. Но с другой стороны, сейчас выпускается огромное количество певцов, и конкуренция достаточно высокая. Я бы сказала, что у каждого поколения свои преимущества и свои сложности. Многие театры сейчас ведут политику - давать дорогу молодым, и это большой плюс для нас. Меня в театр взяли в 24 года, что достаточно рано для моего типа голоса.
- Большой театр всё время жизни сейчас занимает или находится время на какие-то хобби? Как проводите свободное время?
Люблю ходить в драматические театры, уверена, что ту энергию, которую мы отдаём на спектаклях, нужно откуда-то получать. Очень люблю театр Вахтангова, за время учёбы в Гнесинке пересмотрела там практически весь репертуар благодаря студенческим билетам за 100 рублей. К тому же каким-то актёрским трюкам можно научиться только таким образом - нужен определённый уровень насмотренности.
- Что посоветуете ребятам, которые только на пути к своей вокальной мечте?
- Я бы посоветовала не терять времени, не ждать подходящего момента для чего-либо: начать учить языки, путешествовать, ходить на выставки, читать, искать любые возможности для расширения своего кругозора. Обязательно верить своему педагогу, ценить его работу и советы, его заинтересованность и желание помогать.Ну а главное, конечно, верить в себя и не давать никому сбивать себя с пути.
Фото: Дамир Юсупов, Алина Кочергина, а также предоставлены героиней публикации