В Омске прошли прослушивания в ГИТИС - преподаватели Российского института театральных искусств, основанного в 1878 году, отбирают студентов на актёрский факультет и факультет музыкального театра.
Специалисты не только отсмотрели талантливую омскую молодёжь, но и провели мастер-классы уже для профессиональных артистов.
Для труппы Омского музыкального театра старший преподаватель ГИТИСа по основам сценической речи и сценической речи в драматическом театре Татьяна Васильева объяснила механику речи артистов музыкального театра и поделилась практическими советами.
Татьяна Васильева
- Школ преподавания сценической речи очень много, и не только по городам. Внутри Москвы каждый вуз тоже придерживается своего подхода. В Санкт-Петербурге мы вообще можем считать количество школ по количеству педагогов, поэтому обмен очень важен и интересен. Я всё-таки приверженец гитисовских методов: мы следуем словам Козляниновой и Саричевой, внедрявших сценическую речь в программы подготовки актёров и режиссёров. Мы за фундаментальную историю, направленную на точное и ясное выполнение задач в адрес голосового развития. Да, что-то у нас всё же основывается на воображении и визуализации, но чётко и ясно владеть упражнениями, которые формируют правильную речь, голос и дыхание - это основа, - рассказала Татьяна Васильева.
Тренинг - экспресс-путь к осознанному обращению с голосовым и артикуляционным аппаратом. Многие упражнения нашим артистам уже знакомы ещё со студенческих лет, и многое кажется простым и понятным, но, несмотря на это, отказываться от упражнений нельзя - практиковать и вспоминать базу необходимо даже мастерам.
Начинать работу Татьяна Васильева советует со снятия напряжения - в зажатом состоянии тела, голоса или челюсти работать невозможно. Необходимо находиться в расслабленном состоянии и с самоотдачей выполнять все упражнения.
- Артист начинается с языка. Не как с органа, конечно, а как с действия. Речь - основной инструмент в словесном действии. Нам важно, чтобы наши студенты понимали, что они делают и для чего они это делают в техническом плане. Интуитивность - это замечательно, но понимание даёт возможность мыслить трезво. Понимание - это некий диалог с собой, - замечает педагог. - Мой урок не строится без работы над дыханием - это основа, без которой мы не сможем сдвинуться с места. Будем неправильно дышать - посадим связки и дальше всё как снежный ком. В конце спектакля можно остаться без голоса.
Актёр - профессия синтетическая: и жонглировать нужно уметь, и пяткой дышать. Все странности: позы, звуки - это необходимые провокации, которые ведут к блеску партий. Чувствовать себя на сцене свободно артистам помогает умение находить комфорт и баланс в самых дискомфортных обстоятельствах.
В ходе тренинга Татьяна Васильева напомнила о необходимости умения быстрого перехода с вокала на речь, а также посоветовала артистам больше направлять звук в зубы. Также старший преподаватель ГИТИСа заметила, что в вокале, в отличие от повседневной речи, орфоэпия и ударения не соблюдаются.
Несмотря на то, что некоторые упражнения проходят в формате игр, они придуманы не для развлечения - в них всё научно обоснованно. Тренинги с теннисными мячами практикуются, чтобы задействовать в работе над речью не только артикуляционный и голосовой аппараты, но и все части тела. Так артисту проще наладить координацию с самим собой.
Для ГИТИСа важно не только собирать лучших абитуриентов по всей стране, но и способствовать их последующему возвращению в родной город. Для того чтобы пройти прослушивание в театральный вуз, омичи готовы даже бегать по лестнице.
О мастер-классе по актёрскому мастерству от преподавателей ГИТИСа для студентов ОмГУ расскажем совсем скоро.
Фото: Илья Петров