При упоминании России иностранцы чаще всего вспоминают четыре особенности нашей страны: медведей, балет, классическую литературу и музыку великих классиков - Чайковского, Мусоргского, Шостаковича и, конечно, Рахманинова. 1 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения великого композитора. Филармонии и театры по всей стране отмечали день рождения русского гения.
В честь этой даты Омская филармония запустила специальный фестиваль - "Рахманинов. Грани" (6+). Частью большого музыкального события стал концерт обладателя Grammy Российского национального оркестра. Кстати, по мнению многих музыкальных критиков, коллектив входит в топ-20 ведущих оркестров планеты. На сцену Омской филармонии артисты вышли уже в третий раз. Ранее в интервью "Омск Здесь" директор Омской филармонии Ирина Лапшина рассказывала о значимости концертов, посвящённых Рахманинову.
Музыканты исполнили два масштабных произведения: Симфония № 3 ля минор, op. 44 Рахманинова и Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op. 35 Чайковского. Музыка Петра Ильича прозвучала неслучайно. Именно он, впервые услышав юного Рахманинова, предсказал ему большое будущее и оказался прав. Сегодня музыку композитора часто называют нашим культурным кодом.
- Сегодня мировые коллективы часто обращаются кмузыке Рахманинова. Он едва ли не номер один на композиторской арене. И это неспроста: его сочинения очень коммуникативны и эмоциональны, очень близки человеческой душе. Действительно, истоки его музыки национальны. Естественно, родная страна наложила отпечаток на его мироощущение и мелодику, но он из тех людей, в чьём творчестве сложно разделить национальные понятия и общечеловеческие, - отметил художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра Александр Рудин.
Александр Рудин
Работа над Третьей симфонией Рахманинова началась спустя 17 лет с момента, как Сергей Васильевич уехал в США. Наверное, именно поэтому в то время композитор создаёт в сочинениях образы русской старины и народной сказки и, конечно, природы. Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1936 года в США. И своеобразное, глубоко русское по характеру произведение, не получило ожидаемого признания.
"Скажу несколько слов про новую симфонию, - писал Рахманинов. - Играли её в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго и т. д. Играли её замечательно... Приём и у публики, и у критики - кислый... Лично я твёрдо убеждён, что вещь эта хорошая. Но... иногда и авторы ошибаются! Как бы то ни было, а своего мнения держусь до сих пор..."
- Третья симфония Рахманинова - одно из поздних произведений композитора. Оно очень капризное и эмоциональное. Оно состоит из многих фрагментов, связанных между собой. Симфония не идёт долгим, порой надоедающим музыкальным потоком. Здесь очень много смен душевных состояний. Именно это и отличает Третью симфонию композитора от Второй - здесь присутствует большее разнообразие настроений. При этом я с уверенностью назову произведение необыкновенно глубоким. Хотя вот сейчас пришёл к мысли, что оно ближе к симфоническим танцам как по времени, так и по настроению, - поделился народный артист России Александр Рудин.
1 апреля в рамках празднования 150-летия со дня рождения С. В. Рахманинова в Концертном зале Омской филармонии открылась мультимедийная экспозиция "Сергей Рахманинов: Я - русский композитор" (6+), созданная Российским национальным музеем музыки.
Уже полвека впервые опубликованные документы служат источниками научно-исследовательских работ, направленных на изучение творческого наследия Рахманинова. Экспозиция создана с помощью материалов личного архива композитора, переданного его родственниками и близкими друзьями в музейные фонды.
В числе экспонатов генеалогическое древо рода Рахманиновых, ученические работы композитора, авторские рукописи оперы "Алеко" и Второго концерта для фортепиано с оркестром, "Русской рапсодии", а также обработок народных песен, транскрипций и аранжировок. Стоит заметить, что выставка интерактивная - по QR-кодам вы можете услышать и ознакомиться с архивными записями композитора.
Выставка будет открыта для всех гостей Омской филармонии до 27 июня. Ознакомиться с рукописями "русского гения" - ещё один повод посетить концерт нашего омского симфонического, камерного или духового оркестров.
- Омичи просто должны ходить в филармонию, и лучше делать это часто. Если после первого посещения вы что-то не поняли и подумали, что вам не понравилось, - это ошибочно мнение, поверьте мне. Не поленитесь сходить в Концертный зал второй и в третий раз. Как только найдёте "свою" музыкальную программу, вы вольётесь в наше музыкальное искусство и точно не пожалеете. Тем более у вас такой потрясающий зал. Омичи, грех сюда не ходить, - с улыбкой отмечает Александр Рудин.
Фото: Елизавета Медведева