На фестивале "Золотая Маска" в Москве показали "замурчательную" историю омского "Арлекина"

В чём феномен пушистых зверьков, как кот стал соавтором книги и с какими трудностями пришлось столкнуться на московской сцене. О том, как прошёл показ "Кота и мурлика" во внеконкурсной программе "Золотой маски", - читайте в нашем материале.

Накануне, 17 марта, на сцене Московского театра кукол прошли два показа спектакля "Кот и мурлик". Постановка омского театра "Арлекин" вошла в число восьми участников внеконкурсной программы театрального фестиваля "Золотая Маска" "Детский Weekend".

История знакомства кота и добродушного мурлика Фирса, сказочного персонажа, который не представляет свою жизнь без пушистых зверьков, не оставляет зрителя равнодушным, наверное, потому что именно это животное - символ домашнего тепла и уюта.

- Мы любим котов. У многих работников театра живут дома не по одному усатому зверьку. А вообще, это самый главный пушистый, мягкий, добрый, милый друг ребёнка. Первый и на всю жизнь, - отметила директор Омского театра куклы, актёра и маски "Арлекин" Татьяна Канащук.

"Кот и мурлик" - спектакль по мотивам одноимённой книги Юрия Бурносова и Татьяны Глущенко. Авторы произведения - сценаристы сериалов, таких, например, как "Мажор-2". Семейная пара отмечает, что их основная работа бывает утомительной и сложной, порой хочется отвлечься.

- Моя отдушина - акварель, по первому образованию я художник. Рисовала больше всего котов, их на тот момент у нас было трое. Как-то Юра заметил, что на рисунках рядом с котом всё чаще появляется странный персонаж. Мы ещё не знали, кто он. Стали сочинять, чтобы разобраться. Возможно, нам нашептал эту историю кот. Так и родился образ мурлика, ну и сама книга. СеняКот из трёх наших котов был самым необычным - очень любил мне позировать, часами сидел на телевизоре рядом с мольбертом, ждал, пока я нарисую его, после чего вёл на кухню и ждал гонорар за работу - угощение. Когда вышла книга, с удовольствием позировал для фотографий. В общем мы считаем его полноценным соавтором всей серии книг про Кота и мурлика, - сказала корреспонденту "Омск Здесь" автор книги "Кот и мурлик" Татьяна Глущенко. - К сожалению, год назад СениКота не стало. Но книги про него мы будем продолжать писать. Сейчас книг четыре, в них появились новые герои, к Коту и мурлику пришла Зюря - маленькая и своенравная, она тоже очень полюбилась читателям. Если театр "Арлекин" захочет продолжать сценическую историю наших героев, то мы будем очень рады! Ведь когда мы посмотрели спектакль, были восхищены и растроганы - атмосфера и суть, безусловно, сохранились, но наша история зажила своей жизнью, обрела неповторимое звучание. Режиссёр и актёры словно подхватили нашу волну и поплыли дальше к своим приключениям.

СеняКот (фото героини публикации)

Спектакль выделяется из репертуара театра. Так, на сцене кукольного театра появляются не куклы, а живые актёры. Они используют приёмы театра теней и предметного театра. Вот маленький карманный фонарик превращается в восходящее солнце, а в необъятном костюме мурлика возникает теневой театр, раскрывающий удивительно тёплую историю не только для юного зрителя, но и всей его семьи.

- Этот спектакль не боится быть неярким и в какие-то моменты грустным. Мне кажется, случился не отвлечённый режиссёрский концептуализм, а подробный актёрский дуэт, благодаря которому по-разному одинокие персонажи постепенно открывают себя друг другу, органично чувствуя себя, в том числе, и в жанре сложной белой клоунады, - рассказал куратор программы "Детский weekend" Алексей Гончаренко. - Программу "Детский weekend" фестиваля "Золотая Маска" каждый год отбирают разные критики и театроведы, руководствуясь собственными критериями. Конечно, качество - среди них решающий момент, но есть и другие. То, что было важно для нас с Олесей Кренской в этом сезоне, для другого дуэта отборщиков могло показаться незначительным, и их афиша была бы другой. Но все спектакли, которые когда-либо попадали в программу, говорили с семейной аудиторией современным театральным языком на актуальные для общества темы. Например, в этот раз нас заинтересовали истории потерь, поиска и возможного обретения.

Спектакль "Кот и мурлик" появился в омском театре кукол благодаря творческой лаборатории "Inside/Изнутри". В рамках этого проекта актёры, художники и бутафоры "Арлекина" пробуют себя в роли режиссёров. Изначально спектакль режиссёра Натальи Войдак зародился как эскиз лаборатории, а в последствии занял своё место в репертуаре театра.

Выступление на новой сцене без трудностей не обходится, отметила режиссёр спектакля. Повезло, что по размерам сценическая площадка похожа на домашнюю омскую сцену. Важную роль в спектакле играет свет, и трудности случились именно со световым оборудованием.

- Для нашего спектакля в Омске есть специальные фонари - "головы", которые создают эффекты моря, дождя. В Москве этого в театре нет, поэтому приходилось приспосабливаться, немного переделывать, адаптировать световую партитуру именно к этой сцене, - рассказала режиссёр спектакля Наталья Войдак. - Ещё в спектакле у нас занавес не открывается, а падает и лежит до конца, будто это море. Здесь из-за специфики сцены нам пришлось убрать этот элемент. Но это не критично, получилась такая изюминка.

По возвращении домой "Кот и мурлик" примет участие в областном конкурсе-фестивале "Лучшая театральная работа - 2022".

Читайте также