Так, персонаж одной из пьес, пёс Бакс, вырастает до гигантских размеров ("Переспать с Леной и умереть" Тони Яблочкиной). Герои одноимённой пьесы "Небо позднего августа" Игоря Яковлева вдруг превращаются в импровизированный русско-народный оркестр и музыкально декламируют свои реплики. А Толик из "Как я простил прапорщика Кувшинова" Ивана Антонова в один момент свирепеет и с помощью одного только ножа и пачки томатного сока преображает окружающее пространство в кровавую сцену тарантиновского кино. Во сне ведь можно всё, любое безумство и баловство героям прощается.
Сновидения дают человеку мощные творческие подсказки, вдохновение, помогают отрефлексировать впечатления дня. Но бывает и так, что даже самый яркий и насыщенный сон не оставляет после себя ничего, кроме блёклого разочаровывающего отпечатка. То же самое происходит и со спектаклем "Небо позднего августа".
Режиссёр Пётр Шерешевский сплетает единое полотно из трёх совершенно бытовых историй, знакомых каждому. Ну кто не сталкивался с кризисом среднего возраста, как герой Руслана Шапорина Алексей? Кто не терпел финансовый крах и не возвращался обратно к разбитому корыту, как Лена Кристины Лапшиной? Кто мучительно не проносил через долгие годы болезненную обиду, как Толик Егора Уланова? И кто на закате жизни не осознавал вдруг свою конечность, отчаянно прощаясь с прошлым под небом позднего августа (да хоть ноября)?
В интервью Шерешевский рассказывал про то, как из маленьких частных судеб пытается выйти на какое-то обобщение, миф. И если совершенно удачно это получилось с историей одной единственной Люды в "Тайм-ауте" (спектакль новосибирского театра "Красный факел", который в ноябре 2022 года привозили в Омск). То уже три истории, перемешанные между собой, и объединённые темой "потери смысла существования, связи между людьми", так не выстреливают. Даже в формате трёхчасового спектакля к героям почему-то не успеваешь привязаться, а кипящие на сцене страсти совершенно не увлекают, и вызывают в лучшем случае отрывистый смех, а потом почему-то скуку (но юмор здесь правда хорош).
Возможно, была сделана ставка на клиповость мышления, которой все мы сегодня грешим. Но, как и в случае с тем же самым злополучным Тик-Током, рилсами, часто такая лента листается совершенно безэмоционально и рефлекторно. Мы смотрим смешные, милые, впечатляющие или шокирующие "видосики", получаем свою сиюминутную дозу дофамина, а после откладываем телефон и благополучно забываем об увиденном.
Попали ли актёры в образы? Ещё как! В этом спектакле можно пронаблюдать совершенно блестящие актёрские работы. Рефлексирующий и задумчивый Руслан Шапорин, а в паре с ним бесстрастная и отстранённая Кристина Лапшина. Отчаянная и потерянная Алина Егошина, от истерик которой бросает в дрожь. Тоже в меру отчаянная, но страстная Мария Макушева.
Потерянный и задумчивый Николай Михалевский в окружении любящей театральной семьи. Удивительное перевоплощение Егора Уланова, вероятно, не очень-то просто сыграть такого ничтожного, но ещё не утратившего надежды человека, каким является Толик. Бескомпромиссная и жёсткая Мария Токарева и хорошо умеющий в комедию Иван Курамов в роли собутыльника Толи. И, кстати, вам точно понравится заслуженная артистка России Екатерина Потапова в роли "Яндекс-навигатора".
Красив ли новый спектакль? Очень даже красив! Как холодный стерильный сон. Нравится, что у зрителя при этом есть выбор, смотреть на живых людей на сцене, или на большой экран с фильмом над ней.
Фото предоставлено Омской драмой