В интервью "Омск Здесь" Ярослава расскажет о том, почему не разделяет музыкальное и поэтическое творчество, о чём были её "детские" романы, почему вернулась в Омск из Израиля, а также о своей философии и культурных тенденциях последних лет.
- Как в вашей жизни появилось творчество и что оно для вас значит?
Если говорить о литературе, то я писала с детства очень много. Это были какие-то романы, сумасшедшие, длинные-предлинные, иногда были стихи. Но когда начинала взрослеть, я перешла на песни и стала писать много песен. Это стало моим постоянным хобби, я очень много в этом варилась, много этому посвящала, ездила на фестивали. Я считаю, что песенный жанр, именно авторская песня, - это своего рода тоже литературное творчество. Потому что, если вы пишете эстрадный текст, эстрадные песни, то в них допустима лёгкость, в общем-то, можно даже сказать, бессмысленность. А авторская песня предполагает разговор по душам, когда делишься какими-то мыслями, иногда очень заковыристыми. Ведь издревле так и считалось. Тогда авторская песня называлась балладами и были бояны, которые ходили с гуслями, что-то рассказывали, но называлось это песнями. Поэтому я себя не делю на поэта и автора-исполнителя. Я существую так: что-то сложилось таким образом, что получилась песня, а что-то появляется просто в виде стихотворения и не требует ничего дополнительного. Писать стихи вот прямо так часто я стала сравнительно недавно, когда вдруг мои друзья попросили меня выпустить книжку и даже помогли мне собрать на это средства. И в процессе работы у меня вдруг "попёрло". Я стала много писать именно стихов. Когда книжка была готова, я поняла, что это вообще всё не то, надо всё по-другому делать. И вот сейчас готовлю к выходу другую книгу, маленькую - уже со стихами немного другого характера.
- О чём были романы, которые вы писали в детстве? Касаетесь ли прозы сейчас?
- О чём ребёнок может писать романы? Конечно же, о приключениях, путешествиях, любви и ненависти, дружбе и предательстве. Годам к двенадцати мои произведения стали более короткими (скорее, новеллы и рассказы), но зато стилистически оформленными. К сожалению, кипы толстых тетрадей и так называемых амбарных книг не выдержали то ли череды ремонтов, то ли моего долгого отсутствия и бесследно исчезли.
- Вы 15 лет прожили в Израиле. Почему пришлось уехать и как это отразилось в вашем творчестве?
- Я не собиралась уезжать из Израиля насовсем. Просто воспользовалась возможностью повидать родных во время короткой войны 2007 года. Тем, кто жил в обстреливаемых районах, выдали ссуду на съём жилья там, где спокойнее. В Омске пришлось задержаться, и я устроилась на работу дизайнером в рекламное агентство. Давно забытое ощущение кайфа от того, что с сотрудниками можно говорить по-русски, общение со старыми и новыми друзьями, любовь и тепло моей семьи задержали меня основательно. Теперь, если соберусь в Израиль - скорее, в качестве гостя. На творчестве моём отразилось не то, что я уехала оттуда, а то, что я там жила. Это страна со своим стойким и гордым характером, красивой природой, музыкальным языком и многими дорогими мне людьми. Израильские впечатления и воспоминания иногда приходят в мои стихи.
- Вам нравится сегодняшняя литература?
- Что бы вы посоветовали почитать?
- Последняя книга, которая на меня сильное впечатление произвела, это была Мариам Петросян "Дом, в котором…" - не перекрыло ничего пока. Но я не могу сказать, что у меня много каналов, где бы мне советовали, что почитать (под каналами я подразумеваю связи с людьми). В основном ищу сама, вот пока не нашла. Ну а общая рекомендация: читайте Пушкина, хоть прозу, хоть поэзию - не ошибётесь.
- Вы прошли долгий творческий путь. Как за это время изменился зритель? Если изменился...
- Зритель - это какое-то абстрактное понятие… Зритель, может быть, бывает там, где ведётся анализ кассовости или не кассовости фильма, где залы настолько огромны, что вместо человеческих лиц - качающееся море. Однозначно это не мой формат. В моей камерной реальности я пою для людей, которым это интересно, вижу их глаза, чувствую контакт. Поэтому люди - это всегда люди. Совершенно разные и при этом умеющие объединяться общими переживаниями, настраиваться на разные вибрации. А для серьёзного анализа зрительских запросов и ожиданий на протяжении 30 лет в Омске, в эмиграции, в столице и на фестивалях - эфира не хватит).
- Вы ведь внучка Александра Санина, героя Великой Отечественной войны, и дочка заслуженного художника России Игоря Санина, фамилию вашей семьи носит ДХШ № 1. Скажите, придают ли вам энергии и сил творческие корни? И как на вас повлияла ваша семья?
- Ответ очень длинный) Не войдёт в эфир. Семья, конечно, влияет и формирует. Но как именно - длинный рассказ. И в то же время... невозможно определить, какую энергию получаешь от корней. Для этого нужно сравнить вариант с корнями и без. Но они есть. И проявляются, наверное, в общем восприятии действительности.
- Олег Ракитский - невозможно глубокий, тонкий и мудрый поэт. Он же бард. Артур Зименс - автор и исполнитель замечательных песен с шикарными текстами и рокерской харизмой.
В сугубо литературных кругах я до недавнего времени вообще не вращалась. Но побывав на нескольких мероприятиях литераторов, отметила для себя Антона Школьникова как интересного автора.
- Что вы считаете неприемлемым? В жизни и в творчестве?
- Ох. Маша… Такое слово категоричное. Я всю жизнь с горем пополам учусь не быть категоричной. В творчестве соединяются мысли, чувства, наблюдения и посетившее вдохновение. Что в этой четвёрке может быть неприемлемого?.. Или вы спрашиваете не про творчество, а про выгодную упаковку товара, карьеру, пиар, кривляние на потребу публике?.. Ну так к творчеству это никакого отношения не имеет. А в жизни всякое случается. И заявления о том, что считаешь что-то неприемлемым - повод высшим силам посмеяться над тобой. Когда что-то не вписывается в рамки нашего мировоззрения, нам остаётся простить или отойти в сторону.
- Где вы чувствуете себя максимально комфортно?
- Я себя чувствую замечательно по окончанию занятия йогой. Когда позанимаешься йогой, сядешь в позу лотоса, и так у тебя всё гармонизируется, где бы ты ни занимался. А вообще, дома, среди друзей. Бывает, приезжаешь в какое-то новое место, и тебя бросает в полярные ощущения, как это бывает на фестивале, где никого не знаешь. И сначала тебе так некомфортно, просто ужас какой-то, и думаешь: боже, зачем ты сюда приехал? А потом ты видишь людей, понимаешь, что люди-то везде люди и они классные. И становится прямо так комфортно, так классно.
- Какова ваша главная ценность в жизни?
- Прежде всего это, наверное, внутренний мир и мир с людьми, с которыми тебя жизнь сводит. У меня есть стихотворение:
Рецепт
В нём человек сначала рассуждает о том, как бы ему себя согреть, но ему всё время холодно. А когда человек печёт пирог для других, он согревает других, и ему самому становится теплее. И вот, согревая других, можно согреться.
- Какие у вас творческие планы?
- За последние пару лет появилось достаточное количество стихов, поэтому подумываю над выпуском новой книги. Очень хочется записать альбом новых песен. Да и старых не мешало бы… Планирую летом поехать на фестиваль "Станция Сибирь" в Новосибирске и очень хочу снова побывать на "Синегорье" в Боровом. А 19 марта приглашаю на онлайн-концерт в студии "Смородина".
Фото предоставлено героиней публикации