Свободное время  •  21 ноября 2022, 12:02, последнее обновление 27 ноября 2022, 19:55

"Работаю, как раб на галерах". Искусство "без права на ошибку" Галины Толмачёвой

Профессор, завкафедрой "Дизайн костюма" Института дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ Галина Толмачёва, посвятившая 40 лет жизни педагогике, впервые выставляет своё творчество в музее "Искусство Омска". Она рассказала "Омск Здесь", когда и зачем начала ткать гобелены, сколько времени (и ниток) отнимает такое хобби и как с толком использовать время наедине с собой.

- С чего началась ваша любовь к гобеленам? Как вы начали ими заниматься?

- Я гобелены начала плести сразу же после института, а это 1980-е годы. В 1982 году я окончила Омский технологический институт бытового обслуживания (сейчас Институт дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ - прим. ред.). Тогда было очень много хороших гобеленистов и много книг выпускали по гобеленам. Наша ректор Бахмат Елизавета Ильинична обеспечивала преподавателей мастерскими. У нас, трикотажников, была преподаватель Ирина Сокова, которая занималась гобеленами, у неё был шикарный станок из брёвен, она плела на нём. И, когда мы заходили к ней в мастерскую, нас этот процесс очень притягивал.

Я максималистка, я делаю большие вещи. Первые мои гобелены были из шерсти, но мне не понравился этот материал, потому что он ссаживается, его ест моль. А вот когда я нашла джут, который очень упругий и со временем становится блестящим, я поняла, что это мой материал. Два самых больших гобелена на этой выставке 1985 и 1986 года. И они хорошо выглядят, время их не потрепало, моль не съела.

- Как вы храните ваши гобелены?

- А мне хранить толком было нечего до 2020 года. Все мои гобелены сразу же расходятся, у меня их даже покупали иногда. А потом, у меня же был очень большой "перерыв" в творчестве - с 1998 по 2020. Кафедра, студенты, победы, разъезды, времени на гобелены не оставалось. И вот 2020 год, пандемия, кому как, а мне было хорошо, я снова начала заниматься творчеством. Мой новый период - это природа, цветы, мне так захотелось цвета, какой-то душевной интимности.

- Скажите, а существуют какие-то разные техники гобелена? Они все выглядят по-разному, какие-то более плоские, какие-то более объёмные или даже пушистые.

- Я же творческий человек, я всё время хочу попробовать что-то новое. Интернет - большой помощник в этом. Например, нашла толстую пряжу в Люберцах, решила попробовать сделать гобелен из неё. Я же как делаю: распускаю ткань и из неё тку гобелен. Например, джутовые мешки распускаю, отбеливаю и крашу. А тут я нашла хорошую, мягкую нить. Я её накрасила, повесила, и мне захотелось сделать простой декоративный гобелен. Это же творчество. Думаю, что я на этом теперь не остановлюсь и буду искать какие-то ещё методы, цвета, фактуры.

 

- Вы сказали, что раньше многие занимались гобеленом, а сейчас?

- Они были так популярны, потому что было модным монументальное искусство. Сейчас я вижу гобелен как что-то камерное и украшающее интерьер. А в 60-е годы мы не могли себе позволить украсить интерьер гобеленом. Это могли позволить себе только большие предприятия.

- А сколько времени вы тратите на своё творчество?

- По-разному. Это зависит от вдохновения. Когда есть цель, желание, когда накопившийся потенциал просится наружу, я работаю, как раб на галерах. Даже летом, хоть и обожаю свою дачу, свои цветы, половину свободного времени провожу за гобеленом. Только открыла глаза, бегу в мастерскую. Иногда работаю часов 12, с 9 до 9, пока светло.

- Для чего вы творите и для кого?

- Я просто в таком возрасте, когда могу получать удовольствие от того, что я делаю. У меня есть помощники, например, мой муж, который может помочь мне сделать раму, натянуть гобелен. И я творю, делаю это просто для собственного удовольствия.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также