Омская филармония подготовила для юных омичей и их родителей настоящее приключение: на сцене Концертного зала 30 октября представят песочную сказку "Волшебник Изумрудного города". Вместе с героями в путешествие отправятся Степан Дворянкин (чтец), Омский академический симфонический оркестр под руководством Григория Вевера и Роман Ставровский (художник).
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с Григорием Вевером и узнала, какая музыка станет лейтмотивом для персонажей сказки.
- Григорий, по каким принципам и законам вы отбираете музыку для детской сказки?
- Главный критерий - классическая музыка должна подходить к тексту и дополнять его, передавать образ героя. Это будет волшебство - целая сказка, задействованы все органы восприятия. Будет звучать и музыка Гершвина, и французская музыка (композитор Поль Дюка), английская музыка Бенджамина Бриттена. У каждого персонажа есть свой лейтмотив, его исполняет оркестр. Приходите, и вы получите большое удовольствие, сами всё услышите.
Григорий Вевер
- Насколько важны такие проекты?
- Это замечательный проект, на такие концерты приходят целыми семьями. В выходной день устроить себе праздник. Во-первых, ребёнок слышит живое исполнение симфонического оркестра, во-вторых, если он ещё не знает эту сказку, то знакомится с ней в таком интересном формате.
- Есть ли у вас воспоминания, связанные с этой сказкой?
- Я помню, как своим детям читал эту сказку. Они с большим удовольствием её слушали. Теперь я уже в качестве дирижёра предстану с этой историей и познакомлю с ней нашу омскую публику. Замечательная сказка, чудесные герои, а в таком обрамлении - это просто фантастика.
- Были сложности при подготовке?
- Каждая программа и каждый концерт требует серьёзной подготовки. Такие литературные концерты мне, как дирижёру, доставляют ещё больше хлопот. Почему? Мы открываем партитуру, где у каждой группы оркестра и у каждого инструмента есть своя строчка. Музыкальная задача дирижёра во всех концертах - следить за всем, задавать правильный темп, следить за балансом, чтобы все голоса партитуры были слышны. Сейчас добавляется ещё одна задача - следить за текстом. Где-то нужно показывать вступление и самому чтецу, а где-то следить за тем, чтобы оркестр не играл слишком громко, не заглушал голос чтеца.
- А что легче исполнять: одно большое произведение или несколько маленьких?
- Конечно, оркестру проще исполнять цельное произведение. Короткие фрагменты требуют большего внимания, большей сосредоточенности, и расслабляться нельзя. Здесь порядка шестидесяти коротеньких фрагментов в разном темпе, динамике и характере. Для оркестра это непросто, и для дирижёра, соответственно, тоже.
- Кто ведёт эту историю?
- Вся прелесть в том, что здесь нет главного: это не концерт Симфонического оркестра, это не художественное чтение и не отдельная анимация. Здесь важен комплекс всего, всё это неделимо. Это такой синтез искусств.
Артист Омского государственного академического театра драмы Степан Дворянкин рассказал корреспонденту "Омск Здесь" о том, что "Волшебник Изумрудного города" - книга, которая всегда возвращает его в детство.
- Спустя много лет эта сказка начинает вновь актуально звучать. Как вы думаете, история про Элли и её друзей откликнется в сердцах сегодняшних зрителей?
- Я уверен, что наша сказка откликнется и у детей, и у родителей. Когда передо мной поставили задачу - читать сказку с нашим оркестром, я первым делом пересмотрел наш советский мультфильм. Это один из самых трогательных мультфильмов моего детства, это как воспоминание. И я загорелся. Думаю, что наша сказка "попадёт" в современных зрителей. Она очень динамичная - представлен постоянно меняющийся событийный ряд, постоянно что-то происходит. Страшила, Железный дровосек, Элли - это моё детство. Когда-то эту сказку мне читал дедушка, у нас была красивая книга, а теперь это буду делать я на сцене Концертного зала. Это вызывает такой трепет.
Степан Дворянкин
- У вас есть любимый персонаж?
- Я всегда переживал за Железного дровосека почему-то. Страшила - он ни то ни сё, Трусливый лев - ну это Трусливый лев, а вот у Дровосека реальная проблема - он ржавеет (смеётся).
- Чем отличается зритель-ребёнок от взрослой аудитории?
- Дети всегда воспринимают события здесь и сейчас, даже если судить по детским спектаклям, в которых мне довелось принимать участие. Они всегда гораздо легче, чем взрослые, хватаются за происходящее, а взрослым требуется время. Даже приходя на концерт Симфонического оркестра, я всегда себя ловлю на том, что мне нужно буквально 15 минут, чтобы привыкнуть, погрузиться, почувствовать. Детям нужно сразу задавать обстоятельства и менять события. В сказке очень хорошая мораль: о дружбе, верности, любви, преданности друзьям, как мне кажется, и мы очень хороший посыл дадим. Судя по тому, что билеты все проданы, я думаю, что наша история отзовётся.
- Каково это - работать в тандеме: художественное слово, музыка и песочные иллюстрации?
- Это задача артиста, которую ему прививают ещё с театральной школы. Ты работаешь не для себя, а для партнёра, а партнёр работает для тебя. Наша задача - видеть, слышать, чувствовать и воспринимать. Я буду вести эту историю с профессионалами, поэтому не переживаю. Мне кажется, что, когда я выйду на сцену, увижу детей (а я очень люблю детей), дети увидят меня, начнётся красивая музыка, появится красивая картинка, и я погружусь в эту атмосферу волшебства, и детей я точно за собой утащу, пусть это и звучит самонадеянно.
* * *
Окунуться в мир волшебства и дружбы омичи смогут 30 октября в 12:00 в Концертном зале Омской филармонии. И как поётся в песне из мультфильма, созданному по волшебной сказке:
Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева