Стрелять, палить или бабахать?
В современном мире цифровых развлечений невозможно игнорировать мультиплеерную составляющую. Как бы ни был хорош сюжет, погружение и самобытность одиночных игр (о некоторых мы рассказывали аж в двух частях), в компании друзей - всегда веселее! Многие разработчики солидарны с этой мыслью и кооперативные проекты есть практически в каждом жанре. Сегодня мы сосредоточим внимание на шутерах как на одном из популярнейших жанров видеоигр на персональных компьютерах.
Скриншот сервиса VK Play
Опросы сервиса VK Play за 2021 год показывают, что больше всего геймеры любят пострелять, нежели разбираться в тонкостях экономической стратегии или вникать во внутреннее мироустройство РПГ на сотни часов. Далеко не каждый готов тратить драгоценное время отдыха на практически вторую работу, поэтому шутеры и выглядят так привлекательно. Всё, что требуется от игрока на первых порах - это двигаться на WASD, целиться и стрелять. Да и сами навыки игры практически универсальны: проведя достаточно времени, например, в Battlefield, вы, скорее всего, будете успешно поражать цель и в Titanfall 2.
Разумеется, сама стрельба в разных проектах отличается, а баллистика, отдача, угол обзора и прицелы меняют ощущение оружия, но перестроиться не составит большого труда. После освоения базовой механики любого шутана, ключевым вопросом становится: что нам могут предложить помимо стрельбы? Довольно "спинномозговая" механика шутеров редко располагает к интересному и глубокому сюжету, а потому разработчикам часто приходится идти на различные хитрости, одной из которых является совместное прохождения с друзьями. И чтобы не зевать со скуки в одиночной кампании Call of Duty, бездумно ставя хэдшоты электронным болванам, давайте познакомимся с лучшими представителями кооперативного жанра, начиная с детища великой Valve.
Как четыре деда в кино снимались - Дилогия Left 4 Dead(18+)
Left 4 Dead и её сиквел смело можно назвать классикой, задавшей направление, о котором мы сегодня и говорим. Завязка максимально проста: четверо выживших, за которых и предстоит играть, с боем пробиваются от убежища к убежищу, уничтожая по пути орды оживших мертвецов, столь популярных в те далёкие 2008-2009 гг. По пути героям будут попадаться различные виды оружия ближнего и дальнего боя, гранаты и медицинские припасы, помогающие в продвижении к следующей безопасной зоне.
Помимо обычных зомби, палки в колёса будут вставлять особые заражённые, такие как Плевальщица, перекрывающая путь лужей кислоты; Курильщик, притягивающий к себе протагониста длинным языком; Толстяк, извергающий субстанцию, которая привлекает обычных зомби и многие другие.
На лёгком уровне сложности вы получите обычный "шутерок на вечерок". Однако, обсуждая с сокомандниками повседневные темы, параллельно проходя каждую миссию с первого раза, и завершив 7 доступных в игре сюжетных кампаний за те же 6-7 часов, вы упустите самую интересную часть игры. Реиграбельность, то есть новые возможности и ситуации при повторном прохождении, не проявит себя, если вы пролетаете задания на одном дыхании.
При поднятии сложности поднимаются не только ставки, но и урон, наносимый противниками. Ошибившись, провалив и перезапустив миссию, вы наконец познакомитесь с закадровым искусственным интеллектом игры, которого зовут Режиссёр. Подобно ведущему в настольно-ролевых играх, он заботится об интересности происходящего, каждый раз изменяя определённые элементы миссии при её старте. Ваша команда хорошо продвигается, полна сил и снаряжения? Тогда встречайте орду во главе с зомби-танком! Всё стало плохо и чувствуется что конец близок? Так и быть, на пути появится пара аптечек. За углом должна быть прореха в заборе, но на этот раз она отсутствует? Не спешите записываться к психиатру, всё так и задумано.
Невозможность заучить локации и расположение противников на них вынуждает ориентироваться на месте и играть от ситуации. Сами не заметите, как начнёте постоянно переговариваться и обсуждать дальнейшие действия, благодаря чему вы не выбросите все гранаты одновременно, потратив ценный ресурс в никуда, а тылы и фланги всегда будут прикрыты.
Left 4 Dead на собственном примере показывает, что, покупая одну игру, вы фактически получаете две. Перейдёте ли вы от обычных весёлых пострелушек на одной карте с друзьями к вынужденной из-за высокой сложности командной игре, конечно же, зависит от вас, но мы настоятельно рекомендуем опробовать все возможности.
Как клоуны Лупа и Пупа пошли получать зарплату… - PAYDAY 2 (18+)
Дилогия Payday, как и Left 4 Dead, полностью раскрывается именно в сиквеле - большем и лучшем во всём. Сама игра, вдохновлённая лучшими фильмами про ограбления, даёт примерить роль бандита на себя и обогатиться за счёт других. Первое впечатление от игры всегда потрясающее. Надев маски, грабители врываются в банк, раздаются первые предупредительные выстрелы, после чего мирные граждане связываются и по приказу ложатся на пол.
С этого момента время идёт на секунды. Бросающая вызов огромных размеров дверь хранилища постепенно поддаётся термобуру, который вы принесли с собой, но на улице уже слышны приближающиеся полицейские сирены. Штурм, продолжительность которого зависит от количества заложников, по ощущениям длится вечность, и пока сокомандники отстреливаются, вы начинаете взламывать банковские ячейки и упаковывать деньги в сумки. Волна служителей закона иссякает, в момент минутной передышки удаётся перенести награбленное в грузовик и скрыться за горизонтом. Подсчёт очков опыта, новое поступление на офшорный счёт, занавес.
На вырученные деньги можно купить новое оружие, модификации на него, придать индивидуальности вашей маске, а также отточить навыки в пяти ветках способностей. Помимо громкого подхода, в большинстве миссий предусмотрен и скрытный вариант прохождения, с отключением камер, тихой нейтрализацией охраны и взятием заложников до звонка в полицию. Таким образом вы получите больше опыта и практически двукратную реиграбельность.
Интереса добавляет и случайное расположение некоторых объектов и частей локации, к примеру, камер, дверей или комнаты наблюдения охраны. Как и в случае с Left 4 Dead, повышение сложности, вариантов которой аж восемь, вынудит вас изменить подход к прохождению. Если раньше можно было скакать по карте со случайной пушкой наперевес, то теперь понадобятся определённые способности и перки в связке с лучшим оружием. Но что с чем сочетать, придётся узнавать методом проб и ошибок. Вместо патрульных в белых рубахах на вызов приедут бойцы из спецподразделений, оснащённые баллистическими щитами, электрошокерами, ПНВ или бронекостюмом "Бульдозера", а время станет ещё важнее, ибо против такого арсенала не получится обороняться вечно.
Планирование и подготовка выйдет на новый уровень. Разработчики создавали такие варианты сложности с учётом того, что вы успели наиграть пару десятков часов, поэтому держать в голове места появления ключ-карты или других необходимых объектов отныне не опция, а необходимость. Каждый в вашем отряде должен понимать, что делать: пока один устраняет камеры, другой прожигает термитом прутья, третий отстреливается, а четвёртый таскает сумки с добычей. В случае если найти товарищей для полной команды из четырёх человек вам не удаётся - не беда! Для "шумных" ограблений с перестрелкой игра любезно предоставит замену сокомандников в виде ботов, а тихий подход может без особых проблем быть выполнен даже в одиночку.
Payday 2 способен поглотить геймера на сотни, если не тысячи часов, но есть одно большое НО. За 9 лет своего существования Payday 2 оброс 66(!) платными дополнениями, что является как плюсом, так и большим минусом. Купив версию игры со скидкой без DLC по цене лапши быстрого приготовления, вы получите лишь 20 % от всего, что в ней есть. Остальной контент в виде новых заданий, персонажей, оружия и масок продают по 30-200 рублей за штуку, а это 6371 рубль. Грабёж!!! Даже когда в Steam появляются скидки, выложить придётся немало. Однако контент можно докупать постепенно и только тот, что интересен вам.
Гномы копали слишком глубоко и слишком жадно… - Deep Rock Galactic (16+)
Знаете, что получится, если дать гномам из "Властелина колец" капитализм, пару тысяч лет на развитие технологий, а затем отправить их на планету жуков из "Звёздного десанта"? Deep Rock Galactic! Вы - работяга-шахтёр, что вместе с товарищами добывает ресурсы на планете Хоксес-4, наполненной опасными и не очень гостеприимными жуками "глифидами". Для корпорации, в честь которой и названа игра, рабочая сила - лишь инструмент обогащения, так что о профсоюзе можно не мечтать, а угроза жизни и здоровью была прописана в контракте мелким шрифтом. Проснувшись на орбитальной станции, первым делом нужно подготовить снаряжение для грядущей вылазки, распределить место под патроны или бутерброды, выбрать доступное задание и, конечно же, выпить пива! Мы дворфы, а не какие-то там женоподобные остроухие эльфы, чтоб им пусто было!
Когда баки десантной капсулы заправлены прямо пропорционально вашим животам, наступает время высадки. Капсула с буром будет вгрызаться в толщу земли, пока не наткнётся на нетронутую систему пещер, генерирующуюся случайным образом один раз в час реального времени. Вечно ворчащий куратор объявит цель миссии, разнообразие которых приятно удивляет.
Помимо добычи ценных ресурсов с воплями "Minecraft - это моя жизнь!" можно заняться устранением особо опасных и крупных жуков, разорять кладки яиц для их изучения, починить и эвакуировать ракету менее удачливых коллег, построить новый филиал "Газпрома" прямо на планете и переработать космонефть или сопроводить бульдозер к особо ценному ядру Омморона.
Скучаете по сверхурочной работе? Тогда постарайтесь получить премию за выполнение второстепенных заданий по типу "собери вот эту ерунду, потому что она нам очень нужна". Разнообразят прохождение локаций и так называемые "мутаторы" - модификаторы условий, в которых проходит задание, которые могут быть как мешающими, так и полезными. К примеру, за вами может гоняться бессмертный жук-призрак или в пещере не будет кислорода, а в другой раз противники после смерти выронят золото, и вы получите в два раза больше опыта.
Командная работа имеет решающее значение для успешного возращения на станцию. В DRG существуют четыре класса персонажей - инженер, разведчик, бурильщик и пулемётчик. Помимо уникального оружия у каждого из дворфов свой набор инструментов. Разведчик, подтянувшись на крюке-кошке к потолку для выкапывания золота, не сможет обойтись без платформ, которые устанавливает инженер, а бурильщик, пробивая новый тоннель, не откажется от прикрытия пушки с ножками в лице пулемётчика. Одна из приятных особенностей Deep Rock Galactic - это меняющаяся в зависимости от количества игроков сложность. Команде не хватает лишней пары пивных животов и бород? Фауна Хоксеса-4 сжалится над вами и будет высылать по ваши души поменьше голодных жуков. Генерацию пещер это, однако, не изменит, и для того чтобы попасть в труднодоступные места тёмных недр планеты неполным составом, придётся выбирать более манёвренные классы.
Защищаться придётся от великого множества различных букашек, мутирующих и подстраивающихся под местность, в которой обитают. Одни прут напролом, рассчитывая на броню и большой размер, другие атакуют издалека плевками яда и кислоты, а третьи вообще схватят отставшего от товарищей коротышку и попытаются сбросить с большой высоты. Наносимый урон и количество противников зависит от уровня сложности, не все виды которой доступны со старта. Хотите хардкора? Докажите, что готовы к нему! Добавляет напряжения и потрясающая музыка, написанная под вдохновением от фильма "Нечто" Джона Карпентера. Горящие глаза в мрачных пещерах враждебной планеты отлично сочетаются с синтетическим эмбиентом трека Into The Abyss. И если забыть на секунду всю шутливость игры с весёлыми выкриками и возможностью пить пиво, перед нами предстанет мрачный мир будущего, в котором вы в сравнении с деньгами - ничто, постоянно находящееся в смертельной опасности из-за тех, кто скрывается во мраке. Но даже это не так гнетёт, как следующий рассматриваемый нами шутер.
Если Snatch - "Скоммуниздили", то GTFO - "Уматываем" - GTFO (18+)
Мало на что похожая игра от создателей оригинальной PAYDAY: The Heist пугает не только атмосферой, но и сложностью. Автору идеи "Дня зарплаты" Ульфу Андерссону не понравилось, что издатель забрал креативный контроль над его детищем, поэтому он ушёл, основав собственную студию 10 Chambers. Игра изначально разрабатывалась "вопреки" ради узкого круга игроков, ищущих чего-то нового. Шутер/survival horror, обходящий казуальных игроков, не предусматривающий сотни DLC и красивых костюмчиков за реальные деньги? Да это же провал! Ни один издатель не одобрил бы подобную концепцию, поэтому Ульф и его студия сохраняют независимость от начала до конца. А вышло ли из этой авантюры что-то хорошее - неоднозначный вопрос.
Создатели будто говорят: "Это не игра должна подойти для вас, а вы должны подойти нашей игре". Сюжет и лор, по заветам Dark Souls, скуп на детали. Если хотите узнать, что происходит - внимательно слушайте, читайте, интерпретируйте и… ждите! Всё дело в необычном "сезонном" развитии игры.
Разработчики выпускают новые сюжетные миссии раз в два-три месяца, удаляя при этом предыдущие. Таким образом, освоивших старый контент геймеров раз за разом возвращают в GTFO, а на данный момент проходит уже седьмая по счёту сюжетная кампания.
Прошлые повествовали о том, как на землю упал метеорит, изучением которого занялась очередная злобная корпорация по типу "Амбреллы" из "Обители зла". Она даже построила свою секретную лабораторию, в которой изучала необычное содержимое космического тела, названное "мутагеном".
Но из-за нарушений условий содержания всё идёт наперекосяк, и неисследованная жижа заражает всех сотрудников, делая из них слепых, омерзительных и крайне жестоких монстров. Противников назвали спящими, так как после захвата всего доступного пространства им стало скучно, и они дружно впали в легко прерываемый анабиоз. Играя за команду заключённых-пленников, игроки должны выполнить "Распорядок" некоего Смотрителя, то есть обойти определённые места в исследовательском комплексе и кое-что сделать. Какие цели преследует наш куратор? Связан ли он с корпорацией? Человек ли он или искусственный интеллект? Что именно мутаген сделал с людьми? Ничего непонятно, но очень интересно.
После эффектного падения на несколько сотен метров под землю, в нашем распоряжении оказываются два огнестрельных, одно холодное оружие и инструмент на выбор: датчик движения, турель или пушка с липкой субстанцией для укрепления дверей и замедления врагов. Сам комплекс - это настоящий лабиринт из комнат, узких проходов, тоннелей и лестниц. Вдобавок на уровне щедро разбросаны второстепенные для основной задачи локации, поэтому важную роль играет поиск пути.
Если вы не знакомы с игрой и побежите напролом, стреляя налево и направо, то всё закончится очень скоропостижно. Патроны и аптечки здесь - на вес золота, а с собой подобные ресурсы не выдают. Вы - расходный материал, что очень легко заменить, зачем Смотрителю тратиться на снаряжение? Нашумев, вы разбудите монстров даже в соседних комнатах, и те начнут изображать Бориса Бритву из х/ф "Большой куш", ведь по ним действительно "хрен попадёшь", а спустя 4-5 ударов они отправят игрока в нокаут, поэтому лучше действовать скрытно.
Местный вариант тихого прохождения отличается от того, чему нас учил Metal Gear Solid или Splinter Cell, ведь спящие и так ничего не видят, но отлично улавливают воздушные колебания всем телом. Если издать звук или просто выдохнуть рядом с ними, то мутанты начнут биолюминесцировать, трястись и извиваться, желая понять, что происходит рядом. В такие моменты нужно встать как вкопанный и не двигаться, если не хотите обнаружить себя. Тут и всплывает главная особенность игры, благодаря которой она и попала в нашу подборку - взаимодействие с сокомандниками. Крики "СТОЯТЬ, НЕ ДВИГАТЬСЯ!" будут постоянно звучать в адрес ваших товарищей, а не врагов, ведь разглядеть в тёмных коридорах насторожившихся противников, которых может быть с десяток на одном месте, - непростая задача.
Ну и вишенкой на торте хардкора являются компьютеры. Для поиска комнат, предметов или даже выполнения сюжетных заданий необходимо взаимодействовать с терминалами. Знакомы с элементарной системой взлома из Fallout 4? Забудьте! В GTFO чтобы найти ключ, нужно своими руками напечатать команду наподобие: "PING KEY_RED_376".
Если всё вышеперечисленное не пугает, а интригует, то поздравляю - вы нашли золото. Но для некоторых геймеров подобный игровой опыт будет пыткой, а не весёлым времяпрепровождением с друзьями, поэтому пробовать или нет - каждый решит для себя сам.
Теперь у вас точно есть где попрактиковаться с друзьями в виртуальной стрельбе, но одними шутерами кооперативный поджанр не ограничивается. Есть ли место дружбе в ролевых играх или интересный сюжет в стратегиях более чем на одного человека? В следующих статьях редакция "ОмскЗдесь" обязательно разберётся, как обстоят дела с кооперативом в других жанрах.
В материале использованы иллюстрации со страниц игр в сервисе Steam