16, 17 и 25 сентября на сцене Омской драмы пройдёт премьера спектакля "С днём рождения, Папа! " по мотивам пьесы американского драматурга Теннесси Уильямса "Кошка на раскалённой крыше". Историю про один вечер из жизни семьи хлопкового миллиардера мистера Поллита поставил питерский режиссёр Роман Габриа. Интрига постановки заключается в том, что у умирающего главы семейства не написано завещание, поэтому каждый борется за внимание Папы, чтобы отхватить кусочек побольше.
Мы немного подглядели за репетицией и пообщались о грядущей премьере с исполнителем одной из главных ролей в спектакле - актёром Игорем Костиным.
- Игорь, это я попала на такой интересный кусочек репетиции или в спектакле и правда много пластики, какой-то телесности? Актёры так интересно изгибались. Для чего это нужно?
- Спектакль пока находится в стадии формирования, поэтому ещё многое изменится. Но из-за того, что режиссёр Роман Габриа придумал вот этот приём с двумя отцами (Поллит-старший больной и Поллит-старший здоровый, в оригинальной пьесе только один отец, - прим. ред.), пьеса становится не бытовой, и этот "небыт" нужно чем-то подпитывать. Поэтому чтобы поддержать вот это небытовое существование, придумываются какие-то телесные приёмы.
- А как у вас складывается с Бриком? Уже успели нащупать своего персонажа, подружились с ним?
- Да вы что, ещё и сыграю - не нащупаю! Репетируем всего две недели. Какое-то представление потихоньку появляется. Верное оно или нет, ещё рано об этом судить. У Теннесси Уильямса есть такая штука в тексте, там он говорит: метастазы пошли по всему дому. Вот эта формулировка подсказывает мне, что где-то там есть ключ. Персонаж, который будет мною сыгран, с ним тоже что-то в таком роде и происходит - метастазы.
- Поставил ли режиссёр перед вами какую-то актёрскую задачу или отправил в свободное плавание?
- Габриа из тех режиссёров, который сочиняет вместе с нами, актёрами. Он с нами, мы с ним, такая совместная идёт работа, командная.
- Побывав всего на одной репетиции, могу сказать, что на первый взгляд Роман Габриа производит впечатление довольно жёсткого режиссёра. Как вам с ним работается?
- У нас разные градусы общения, режиссёр всё равно главный капитан, а мы его команда. И мы бываем жёсткими на репетициях, работа часто идёт на таком высоком градусе: можно и посмеяться, и поплакать, и поругаться. Но все адекватно к этому относятся, мы и специально провоцируем друг друга, чтобы вызвать ту или иную эмоцию, это помогает в работе. В моём опыте никогда, например, не было такого, чтобы режиссёр и актёр послали друг друга и всё, актёра сняли с роли и они больше никогда не общались.
- Спектакль 18+? Я слышала маты.
- Это репетиционный процесс, будут они или не будут, пока непонятно. Употребление мата - это вспомогательный приём для нас, чтобы расшевелиться. Мы ведь после отпуска.
- В своём недавнем интервью "Омск-информ" режиссёр спектакля сказал следующее: "Брик как сбитый летчик мне не интересен. В этой ипостаси ему остаётся сдаваться, спиваться и доживать-догнивать. Но мне интереснее сильные люди, и в папе я вижу такого человека". Получается, ваш Брик такой сломленный, подавленный герой?
- Понимаете, он так написан. Даже в жизни, когда говорят: вот этот человек очень счастливый, ну никто же не знает, что скрывается за этим счастьем, да? Теннесси Уильямс дал такую формулировку, Габриа её подхватил. Но что действительно скрывается в Брике - это большой океан, который необходимо понять.
- В классическом тексте пьесы Брик пьянствует и предаётся постоянной меланхолии. Как вы себе отвечаете на вопрос: в чём проблема и трагедия этого персонажа, почему он не может жить нормально?
- Знаете, вот в жизни бы меня тоже спросили, счастливый ли я человек, я бы ответил - вроде бы да, но есть ли у счастья предел и где он? Что такое быть счастливым человеком? Да, у меня есть семья: жена, дети, дом, вроде бы есть любимая работа, и я вроде бы очень счастливый человек. Но если действительно покопаться, можно обнаружить, что в каких-то моментах я несчастен. Это то, что всегда необходимо анализировать, потому что семья - очень интересная, но для меня также и самая сложная тема.
Семейные отношения именно родителей и детей, братьев и сестёр - это глубокие дебри, потому что мы никогда не знаем, что именно там происходит. И когда я пьесу прочитал, я сказал Роману: "Вы понимаете, что это вообще самая сложная тема?". Мы растём, и каждый год что-то меняется, меняется, мы не такие, как были. Вот эти изменения Уильямс и преподносит как метастазы, потому что в действительности семья - это такой часовой механизм, и когда он вдруг начинает распадаться, одна деталь вдруг не работает, то страшные же вещи начинают происходить в семьях…
- Игорь, ваша супруга Наталья Запивохина этим летом тоже пополнила труппу Омской драмы. Вы рады, что теперь будете играть с женой на одной сцене?
- Ну конечно рад, что теперь она будет со мной в театре. Я ведь с ней играл уже на других площадках вместе. Я её знаю, она мой комфортный партнёр и по сцене, и по жизни!
- В эфире ГТРК "Иртыш" совсем недавно актёр Олег Теплоухов объяснял, почему спектакль называется не "Кошка на раскалённой крыше", а "С днём рождения, Папа!", якобы в постановке смещены акценты. Можете объяснить, как именно они сместились?
- "Кошка на раскалённой крыше" - это такое общее название, означающее, что все люди находятся на каком-то пределе. Габриа смещает акцент и создаёт несуществующего персонажа - больного умирающего папу. В работе над этим спектаклем мы взяли курс не на классику. Давайте обозначим это как исследование пьесы с другой стороны.
- В спектакле два состава. С какой Маргарет в паре ваш Брик: с Ириной Бабаян или Анастасией Ешковой?
- С Анастасией Ешковой.
- Как работается в дуэте с молодой актрисой? Ведь в Омскую драму Анастасия пришла только в прошлом году и это её первая крупная роль в нашем театре.
- Мы ещё не так много работали вместе, но пока всё комфортно. Я вообще люблю, когда молодёжь приходит в театр. Это очень классно, потому что она новый человек, у неё ещё нет всего этого багажа опыта, и её интересно узнать, интересно с ней поработать.
- На мой взгляд, в целом в Драмтеатре вы играете больше положительных персонажей, которые вызывают у зрителя симпатию: Роберт Локамп, Моцарт, Фигаро. Но у вас также есть отрицательные и неоднозначные герои. К примеру, Григорий из "Время женщин" и Освальд из Sole Mio. Так вот, Брик, он больше какой у вас: положительный, неоднозначный или прям отрицательный персонаж?
- Ну как, вы же понимаете, что все они и отрицательные, и положительные. Как и любой человек: он в чём-то плохой, а в чём-то хороший. Я не могу, например, назвать моего Моцарта положительным героем, кто-то его вообще ненавидит и поддерживает Сальери, тут как посмотреть... Конечно, какой-то отрицательной энергии я по жизни вроде не несу. Но здесь мне бы хотелось больше удариться в отрицательную энергию, попроверять себя.
- И на это будет очень интересно посмотреть! Пока что от монолога вашего персонажа у меня пошли мурашки… А вообще, способен ли Брик вызвать сочувствие у зрителей?
- Нету задачи вызвать сочувствие, понимаете. Когда наступает лирический момент, мы всегда сочувствуем персонажу: "Ой, как жалко!" Но ведь на самом-то деле всегда и всех жалко. Просто нам не хочется в этом особо разбираться, проще посочувствовать положительному персонажу, чем отрицательному. У отрицательного героя есть причины на то, что он таким стал, поэтому его и нужно пожалеть. Вот если бы люди во всём мире друг к другу относились с добром, сочувствием и хотели бы узнать, почему же этого человека так довела жизнь или он сам себя довел? На это же наверняка есть причины, но мы не хотим в этом особенно копаться, нам проще закрыться и сказать: "Нет, я не хочу про это разговаривать, он плохой, и я терпеть его не могу".
Мой герой Брик переживает смерть близкого человека, и как бы ты его ни ненавидел, смерть всегда что-то делает такое, что тебя меняет. Какой-то есть второй слой между жизнью и смертью, второй слой очищения, понимания и надежды.
- Немного навевает спектакль "Жизнь" Бориса Павловича, который шёл на камерной сцене театра с 2016 по 2021 год. Помните такой?
- Да, что-то есть. У меня всё равно ещё ассоциация - никуда не могу от этого деться - с Sole Mio Ибсена, потому что тоже очень про то. Есть отличия, но тоже про какую-то недолюбовь (в спектакле Sole Mio с 2017 по 2020 год Игорь исполнял главную роль Освальда Альвинга, - прим. ред.).
- Кстати, да, и с Sole Mio основная тема тоже перекликается! Правильно ли я понимаю, что в связи с тем, что спектакль двусоставный, получится и две совершенно разных постановки?
- Конечно, это будут разные спектакли. Даже если идентично выйдет по словам и мизансценам, они всё равно получатся разными, потому что мы разные люди.
- Игорь, вы уже сыграли столько ролей, но, как говорится, много не значит достаточно. Кого ещё вам хотелось бы сыграть? Приведу конкретный пример. Недавно я узнала, что, по слухам, режиссёр Омской драмы Георгий Зурабович Цхвирава ближе к новому году будет ставить "О мышах и людях" Джона Стейнбека. С 1995 по 2008 год этот спектакль успешно шёл в стенах нашего театра, его очень любили омичи. Хотели бы вы сыграть в этой постановке, если да, то кого - Джорджа или Ленни?
- Конечно хотелось бы, я обожаю и люблю играть! Но и та, и та роль замечательная, там в принципе очень много хороших ролей. В хорошей драматургии вообще нет плохих ролей. Посмотрим, что решит Георгий Зурабович, какое будет распределение. Пока над Уильямсом работаем, вперёд не заглядываем.
- У вас всегда проходит кастинг или режиссёр решает, кто кого будет играть?
- Это всегда по-разному происходит. Если режиссёр с труппой не знаком, он делает кастинг, может познакомиться через видео, посмотреть какие-то спектакли, чтобы представление иметь. Всё равно амплуа - они существуют, хотя сейчас всё больше говорят о том, что нет больше никаких амплуа. Их не называют, но всё равно все имеют это в виду. Мы просто перестали так говорить. Но сейчас бывают и совершенно неожиданные распределения. И это тоже очень здорово, когда думаешь: "О, ну понятно, этот будет играть вот этого", а там - бах - и совершенно другой человек, которого на этой роли ты себе не мог представить! Из этого иногда выходят такие сюрпризы, новые открытия.
- В Омске вы известны не только как актёр, но и как режиссёр. Я недавно слышала, что вы вроде хотите набрать курс в колледже культуры и искусства. Это правда?
- Да, я уже набрал курс с женой Натальей. Вместе мы будем мастерами, посмотрим, что из этого выйдет. Мне это очень интересно. Но не каждый актёр может быть педагогом, я это вроде бы адекватно понимаю. Ещё я, кстати, в ОмГУ им. Достоевского преподавал и до сих пор преподаю у детей с синдромом дауна в Театральной мастерской имени Саши Волгина.
- Точно! Телеканал "Продвижение" в Омске недавно сделал про это замечательный фильм. Погодите, а сколько лет в целом вы занимаетесь преподавательской деятельностью?
- Восемь лет уже преподаю. Сейчас в колледж позвали, я дал своё согласие, потому что интересно попробовать. Колледж, институт, студенты - это огромное обучение. Они думают, что я прихожу и их учу, на самом деле я просто делюсь неким опытом и ещё многое беру от них, смотрю, наблюдаю. Это такой обмен, чтобы ещё больше погрузиться в профессию.
- Игорь, уже давно хотелось у вас спросить. Как, играя в стольких спектаклях и театрах одновременно, преподавая и воспитывая детей, вы всё успеваете?
- Вот честно скажу вам, с колледжем теперь вся неделя от понедельника до понедельника у меня расписана чётко. То есть я заканчиваю здесь, быстро бегу туда, на следующий день еду в мастерскую и обратно. В общем, постоянно то туда, то сюда. Но я люблю работать, мне нравится!
- Вот это называется Фигаро здесь, Фигаро там (Игорь Костин исполняет роль Фигаро в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", - прим. ред.)! А что можно будет в ближайшее время увидеть из ваших работ?
- В Мастерской имени Саши Волгина мы будем делать спектакль, в Лицейском театре недавно выпустили "Слон Хортон высиживает яйцо", там же я тоже веду студию. После отпуска будем работать над новой постановкой. В колледже какие-то работы точно будут. Может быть, даже как-нибудь получится, что пригласят поставить спектакль в каком-нибудь театре Омска.
- Ну и напоследок скажу, что мне попалась очень мрачная сцена, где вы читаете свой монолог, но пока не буду говорить спойлеры... Так на какого зрителя в первую очередь рассчитана будущая премьера?
- Как-то у меня был разговор, не помню с кем, там дошло до того, что меня спросили, на какой спектакль пойти? И я говорю, что не знаю, я не могу советовать, мы ведь не знаем вкусы друг друга. Когда говорят, зритель пришёл в Омскую драму, посмотрел один спектакль и сказал: "Всё, я туда больше ни ногой", мне всегда хочется привести такой пример: вот идёшь в ресторан, заказываешь себе еду поесть. И тебе приносят "Цезарь", а он плохой. Ну вот бывает так. Но это же не значит, что весь ресторан тоже плох! Там может быть отличный бургер, или лимонад, или ещё что-то, от вкуса которого просто взрывается голова.
Нельзя категорично к этому относится, потому что театр ищет, он всё время в поиске. Бывает такое, что спектакль вызывает плохую эмоцию, но если она задевает, значит, что-то там шевелится. Это можно постараться забить в себя поглубже, сказать: "Нет, это просто мне не понравилось", а можно, наоборот, принять и пропустить через себя.
Фото: Елизавета Медведева