В России официально зарегистрировано более 650 клубов исторической реконструкции. Для своей работы они могут выбрать любой исторический период от неолита до середины прошлого века. При этом форматов визуализации много, но популярностью среди участников клуба пользуются в основном два - это живая история и военно-историческая реконструкция.
Именно "Живой истории" посвящён специальный репортаж (16+) телеканала "Продвижение" в Омске.
- Лично я под исторической реконструкцией подразумеваю эксперимент. Эксперимент по воссозданию предметов, событий, связанных с определенным периодом истории. С одной стороны это воссоздание предметного ряда, конкретных событий, батальных событий. С другой - технология воспроизводства этих моментов. Может быть с помощью информационных технологий, например, сделать трехмерную модель. И можем воссоздать это вживую. Эффективно всё, потому что в 3D- модели мы можем создать те моменты, которые сложно сделать в реальности. Например, в 1634 году калмыки штурмовали Тару и полгорода сожгли. Мы конечно не можем это воспроизвести в жизни, но 3D -модель этого пожара можем показать - какая часть крепости была разрушена, какие башни устояли. Театрализованная постановка она наглядно показывает именно конкретику боя, конкретику применения оружия. Мы все говорим, что Ермак и другие русские отряды, пришедшие в Сибирь, побеждали с помощью огнестрельного оружия. У меня вопрос: каким образом действовало это оружие, каким образом достигалось это превосходство над тем же луком, из которого можно было выстрелить 20 раз, пока вы выстрелите второй раз. Вот в этих моментах и нужно разбираться с помощью исторической реконструкции, - считает кандидат исторических наук, археолог Сергей Татауров.
Специалисты всё же подчёркивают, что существует предел знаний, который перешагнуть просто невозможно. Дело в том, что многие данные просто не сохранились. Кроме этого, всегда были люди, которые выходили из принятых традиций, они по своему вели бой, общались с людьми. В реконструкции всегда присутствует субъективный фактор. И те, кто этим занимается, воссоздают схему того, как это всё происходило. Но делают они это профессионально, со знанием дела, масштабно и очень красиво.
- Живая история по-другому её называют экспериментальная археология. Это воссоздание предметов, событий, технологий, которые существовали когда-то. Делается это в экспериментальных целях, для понимания того, как происходили события. Военно-историческая реконструкция это одно из узких направлений живой истории, которая изучает только военную специфику и пытается ответить на вопросы как воевали, в какое время, как побеждали, почему проигрывали. Военно-историческая реконструкция сейчас намного популярнее и известнее. Те, кто работают в этом направлении, могут организовывать большие массовые событийные мероприятия, военно-исторические фестивали, - подчеркнул президент исторического клуба "Служилые люди Сибири", директор автономного учреждения "Омская крепость" Василий Минин.
Для воссоздания нужной эпохи в деталях изучают и создаю не только оружие и доспехи, но и одежду. К слову, в Омске мастера реконструкции одежды ткут ткань вручную. Да и шьют, например, кафтаны тоже без современной техники - все стежки делают руками.
Радует, что у реконструкторов достаточно много учеников, которые с интересом и всей ответсвенностью погружаются в изучение деталей прошлого, которые горят своим делом, а это значит, что история будет жить.