Свободное время  •   9 декабря 2021, 10:43, последнее обновление 16 февраля 2024, 11:44

Как и зачем различать Каракорум и Кара-Кум, Омск и Томск. Геоляпы в нашей жизни

Разбираемся, как не путать Австрию с Австралией, Краснодар с Красноярском, различать понятия "континент" и "часть света", а заодно отличать север от юга.

С каждым годом я слышу все больше и больше географических ляпов. Если раньше главным их источником были студенты и туристы, то теперь к ним прибавились политики и телеведущие федеральных каналов. Каких только ляпов не случается на географической почве! Некоторые из них вызывают легкую улыбку, а некоторые безудержный смех. Смешно и грустно, но поправимо! Я всегда говорю: не стыдно не знать, стыдно не стремиться узнать. В чем причины географической неграмотности и есть ли способы ее преодолеть – попробуем в этом разобраться.

Всю накопленную мной коллекцию геоляпов можно разделить на части: созвучная, номенклатурная, навигационная.

Часть первая. Даже политики порой путают Швецию со Швейцарией, Латвию с Литвой, Нигерию с Нигером, Словакию со Словенией и Парагвай с Уругваем. Однако, чаще всего, достается Австралии с Австрией. Один из многочисленных примеров: в 2014 году Генсек ООН Пан Ги Мун перепутал Австрию с Австралией во время выступления на конференции в Вене - столице Австрии, выразив свою благодарность Австралии.

В нашей стране такое бывает с Нижним и Великим Новгородом, Севастополем и Симферополем, Краснодаром и Красноярском, Ростовом-на-Дону и Ростовом Великим. А Омск и Томск вообще часто считают одним и тем же городом (видимо, думают, что в первом случае просто первая буква отвалилась). О чём-то более сложном типа Арктики и Антарктики, Таити и Гаити, Байкала и Балхаша, Абу-Даби и Аддис-Абебы, Каракорума и Кара-Кума, я вообще молчу. Кстати, многие думают, что последнее - это конфеты.

Часть вторая. В географии номенклатура – это знание местонахождения тех или иных объектов – стран, городов, рек, озёр, гор и т.д. Оно необходимо для формирования географической картины мира, ориентации в пространстве и в конечном итоге для установления причинно-следственных связей, в которых вся суть географии как науки как раз и состоит. В моей практике таких примеров масса. Помню, как подруга после моего возвращения из Непала спросила: "А какое там море?", как студенты, обучающиеся на специальности "Туризм" долго и мучительно искали Париж в Африке, как диктор говорила о том, что праздник отмечают на всех семи континентах Земли.

Часть третья. Со сторонами горизонта, координатами, полушариями и прочими вещами, определяющими положение объекта в пространстве вообще беда. Из последнего: "На востоке страны (речь идет о России) в Норильске". В то время как Норильск находится в самом, что ни на есть центре России (рассчитанный академиком Петром Бакутом он расположен в пределах плато Путорана, на озере Виви в 400 км от Норильска).

Или вот это бодрое высказывание ведущей Первого канала: "Сейчас мы отправимся на северный полюс – в эту загадочную точку с координатами ноль-ноль". Точка с такими координатами действительно существует. Находится она в пределах Гвинейского залива Атлантического океана на пересечении экватора и нулевого меридиана. В то время как северный полюс имеет координату 90 градусов северной широты. Долготы у него нет, т.к. здесь сходятся все меридианы. На эту тему есть еще одно высказывание диктора того же канала: "Сейчас мы отправимся на северный полюс и узнаем, что же находится там, за 90-ым градусом северной широты!" Услышав это, я начала разговаривать с телевизором, объясняя, что за 90-ым градусом северной широты нет ничего особенного. Там находится 89-ый градус все той же северной широты.

В чем причина повальной географической неграмотности? На мой взгляд, в издержках школьного географического образования.

1. В последние годы часы на этот предмет постоянно уменьшаются. Подумать только! В 6-ом классе, когда дети начинают изучать самое сложное – азы физической географии, основанной на физике, всего лишь один урок в неделю! Не удивительно, что многие до сих пор не отличают понятия континент и часть света, не видят разницы между изморосью и изморозью, гололедом и гололедицей.

2. Географию зачастую преподают непрофессионалы. Как правило, к предмету относятся несерьезно и могут отдать его на откуп любому педагогу – от историка до математика. Недавно моя знакомая рассказывала о том, как учитель объяснял детям смену времен года тем, что Земля то приближается к Солнцу, то отдаляется от него. Пришлось рассказать, что расстояние от нашей планеты до звезды действительно несколько меняется в течение года (от 147 до 152 млн км). Это так называемые даты афелия и перигелия, но на времена года это никак не влияет. Они происходят вследствие угла наклона земной оси к плоскости эклиптики.

Но дело даже не в наборе знаний. Дело в том, что главная задача любого учителя – привить школьнику любовь к своему предмету, не загубить живой интерес к познанию мира, которым обладает каждый ребенок от рождения. Для меня печально слышать, когда взрослые говорят, что не любят географию, потому что её неинтересно вели в школе. Это фиаско, друзья, ведь география – самый интересный предмет!

3. Наличие большого количества стереотипов, которые опять же нам прививают еще в школе. Например:

  • Первым кругосветное плаванье совершил Магеллан. На самом деле он погиб на Филиппинских островах практически на середине пути, и экспедиция завершилась уже без него.
  • Самое холодное место на Земле – Северный полюс. Я бы сказала, что там не так уж и холодно (-50 °С) по сравнению с Антарктидой (-89 °С) и полюсом холода – Оймяконом (-71 °С).
  • Африка – это сплошная пустыня. Континент расположен не только в тропическом климатическом поясе, где, действительно, преобладает пустыня, но и в экваториальном, суэкваториальном и субтропическом. А там уже – влажные экваториальные леса, саванны и прочие чудесные ландшафты.
  • Ну и классика: страусы прячут голову в песок при приближающейся опасности. Наверное, сейчас многие разочарованы тем, что это не так.

А ещё я вижу, как взрослые люди совершенно не умеют ориентироваться на местности и постоянно твердят мне про мхи и муравейники. Мол, надо их найти и они нас спасут, показав где север. После этого я веду всех в лес и показываю деревья, со всех сторон покрытые мхом и муравейники – симметричные как египетские пирамиды. Затем мы учимся по-настоящему ориентироваться на местности. Я вас уверяю, что это доступно любому психически здоровому человеку в любом возрасте!

Учиться можно в любом возрасте. Некоторые скажут: да зачем мне эти географические знания нужны? Также многие говорят об отсутствии практической значимости большей части того, чему нас учат в школе. Друзья, если говорить только об этой значимости, то достаточно трёх классов церковно-приходской школы. Читать, писать, считать научили (да и то не очень нужно – калькулятор же есть) и хватит! Главный смысл всего нашего обучения состоит не в наборе фактов, помещающихся в нашей голове. А в том, что все полученные знания нас развивают. Формируют наши умения анализировать, планировать, делать выводы, находить закономерности (кстати, именно этому учит география). А знания нужны для того, чтобы иметь предмет рассуждения. Как говорят педагоги: пустая голова не рассуждает.

Что касается географии. Попробуйте выполнить простые вещи. Они не займут у вас много времени, но существенно укрепят вашу географическую базу.

1. Купите карту мира/России. Разместите её на видном месте. Пусть ваш взгляд ежедневно фокусируется на каких-то объектах. Это самый легкий способ освоить ту самую номенклатуру.

2. Приобретите глобус и играйте с детьми в географические названия. Загадывайте какой-то подписанный объект и давайте им время на его поиски.

3. Подпишитесь на новости РГО (Русское географическое общество) в социальных сетях. Вы даже не заметите, как расширится ваше представление о мире.

4. Как можно больше путешествуйте! Ничто так не расширяет кругозор, как путешествие. А качественное и осмысленное путешествие сделает преодолимыми любые границы.

О полезных ссылках на сайты, которые могут помочь расширить границы в вашей голове, читайте в нашем материале "Расширяем знания о мире. Топ-10 источников для изучения географии".

Много интересного об осознанном туризме и психологии путешествий можно найти в подкастах "Конюх Фёдоров" (6+).

Читайте также