В условиях современного мира, быстрого развития технологий и не менее быстро меняющейся бизнес-среды, эффективным и успешным становится человек с развитым эмоциональным интеллектом и soft skills. Это так называемые гибкие навыки, тесно связанные с личностными качествами и применяемые в любой профессии. Противоположностью soft skills являются hard skills, или жёсткие навыки, которые необходимы в узкой специальности (например, знания в хирургии или в инженерном деле).
Гибкими же считаются такие умения, которые пригождаются везде и всем. Это навык общения (как межличностное, так и деловое), навык публичного выступления, лидерство, работа в команде, критическое мышление, умение планировать время, ставить цели, дисциплинированность, ответственность, обучаемость, устойчивость к стрессам и самообразование.
Всемирный экономический форум ежегодно выпускает отчёт The Future of Jobs Report, в котором на основе анализа текущей ситуации на рынке труда делается прогноз: какие навыки работников будут востребованы в ближайшие пять лет. В отчёте использованы данные качественных и количественных исследований, оценки бизнес-лидеров и другие источники.
- Развивать soft skills может и должен любой человек, с любой точки старта. Можно быть крутым специалистом в своей области, но скверно общаться с подчинёнными. Скорее всего, такому специалисту будет сложно работать в команде, а это уже понижает его эффективность. Важность развития soft skills последние годы вышло на первое место в части обучения. Навыки отличаются от дарований именно тем, что мы их развиваем. Например, хорошо говорят те, кто много говорит. Через опыт ошибки сокращаются, а успех - увеличивается. Нельзя прочитать книжку о том, как стать классным оратором и стать им, нужно много раз это попробовать, - поясняет психолог, автор проектов по профориентации и развитию soft skills Альфия Мячина.
Согласно последнему отчёту The Future of Jobs Report, первые три места в списке востребованных навыков занимают:
-
навыки убеждения и переговоров,
-
эмоциональный интеллект,
-
стрессоустойчивость, гибкость.
Далее следуют: мониторинг и использование технологий, лидерство и социальный интеллект, креативность и инициативность, критическое мышление, решение проблем, стратегии эффективного обучения. На последнем месте в топ-10 - аналитическое мышление и инновации.
- Если раньше "эмоциональный интеллект" как навык был где-то в середине списка Всемирного экономического форума, то сейчас умение управлять эмоциями и владеть эмоциональным словарём - в первых строчках. Это комплекс навыков. Он про осознанность, умение ответить на вопрос: что со мною происходит? Это способность уловить изменение в эмоции, правильно её описать, подобрать адекватное ситуации поведение и выразить эту эмоцию. В большинстве случаев мы проглатываем негативные эмоции, потому что не знаем, как в здоровом ключе их выразить и вообще не знаем, что с нами происходит. Этот навык необходимо тренировать, лучше с наставником, с группой или делая записи в дневнике. Со временем навык станет естественным, не требующим концентрации или анализа. В момент овладения навыком будет сложно, что-то не получится, и это нормально. Действенный метод освоения навыка - театральные кружки, где необходимо вживаться в какую-то эмоцию, выражать её. Можно описывать в дневнике своё эмоциональное состояние в течение дня, - поясняет Альфия Мячина.
Ещё один гибкий навык, который всегда и всем нужен, - навык коммуникации. Умение общаться, формулировать свои мысли и рассказывать о себе, участвовать в конфликте и выходить из него в ресурсе, умение дать отпор, сказать нет, попросить о помощи. Вот несколько простых советов по развитию этого навыка:
1. Следите за языком тела. Для этого не надо изучать горы литературы. Достаточно знать, что закрытость в разговоре символизируют скрещенные руки и ноги. Неискренность и невнимательность выдаёт блуждающий взгляд. Если вы хотите, чтобы разговор прошёл успешно, уделяйте внимание не только тому, что говорите, но и своему выражению лица, жестам и позе.
2. Избавьтесь от слов-паразитов. Речь будет более убедительной, если в ней не будет пауз: эээ, ммм, ну, как бы, таким образом и т. д. Главное - это контроль. Попробуйте максимально сосредоточиться в маленьком разговоре и постепенно увеличивать время контроля. Как только вы начнёте обращать на них внимание, избавиться от них станет легко.
3. Уберите телефон и слушайте. Просматривание сообщений в телефоне - уже автоматическая привычка у многих людей. В общении мельком брошенный взгляд на экран может оскорбить собеседника. Старайтесь сохранить концентрацию на разговоре, если даже тема вам не интересна. Используйте этот момент для тренировки навыка. В небольшой беседе на корпоративе вместо разговоров о погоде, спросите собеседника о его планах на отпуск, о детях, семье, увлечениях или о фильме. Собеседнику будет гораздо приятнее говорить на интересующую его тему, чем слушать вас. Хорошее впечатление от вашей персоны по итогу вечера обеспечено.
4. Пользуйтесь логикой. Ваша речь должна быть структурированной и логичной, даже если мысли блуждают. Собеседник или группа должны без труда понимать, что вы хотите сказать. А для этого определитесь сами, что именно вы говорите. Поможет мини-план, составленный заранее. Лучше на бумаге, но можно и в голове. Обязательно включите в план факты и исключайте ненужные обороты. Часто чёткая речь выигрышней красивой, но пустой по смыслу.
5. Презентуйте себя. Хорошим способом научиться говорить о себе являются тренировки перед зеркалом. Составьте короткий рассказ о том, кто вы и чем занимаетесь, что любите, чем увлечены, и потренируйтесь говорить это вслух. Дома, перед зеркалом. Потом можно включать в процесс близкого друга. Вы не заметите, как навык укрепится в вас, и вы сможете покорять без труда целые стадионы!
Возможность принимать решения, умение организовывать и образовывать людей, вести за собой и вдохновлять на свершения, брать за это ответственность - навык, востребованный в современном обществе как никогда. Всё это можно определить одним словом - Лидерство.
В большинстве случаев лидерство воспринимается, как руководство каким-то коллективом, но лидер это тот, кто прежде всего научился управлять собой, тот, кто сам для себя предсказуем и надёжен. За таким руководителем хочется идти, на него хочется быть похожим. Умеешь управлять собой - сможешь и миром.
- Поделюсь основным правилом лидера: "Делай то, что сказал, в то время, которое назвал, в том объёме, который обозначил", и вторая часть: "В тот момент, когда ты понял, что не можешь в то время или в том объёме, или в том качестве сделать, что заявил, в этот же момент предупреди об этом всех участников процесса и передоговорись на приемлемых для всех условиях". Когда мы сконцентрированы только на первой части, мы часто испытываем напряжение, боимся потерять этот статус "человек-слово", а из-за этого будем реже давать обещания, реже брать на себя ответственность в группе и от многого отказываться, не пробуя. Вторая часть даёт право на ошибку. Это переключение с контекста вины (которая токсична) на контекст ошибки, которую можно исправить и остаться в ресурсе, - делится опытом Альфия.
В топ-3 востребованных у работодателей навыков, как ни странно, входит навык стрессоустойчивости и гибкости. Если вы до сих пор всего боялись, а простая прогулка по магазинам способна заставить вас испытать стресс и впасть в депрессию, это ещё не значит, что вы безнадёжны. Оба качества можно и нужно тренировать. Чтобы повысить гибкость ума и стать максимально устойчивым к любому виду стрессов необходимо:
- участвовать в большем количестве социальных мероприятий. Не лезть сразу в гущу событий, но постепенно наращивать области присутствия в толпе. В общественном транспорте в час пик постарайтесь не прятаться в телефоне или книге, а почувствуйте звуки, голоса, движения других людей и найдите внутри себя спокойствие.
- эффективный способ тренировки стрессоустойчивости - работа с телом. Физические упражнения, силовые тренировки, бег - всё это укрепит тело и нервную систему. Учёные обнаружили, когда люди находятся в состоянии стресса, они теряют нейроны, а тренировка мышц регенерирует их в большом количестве.
- тренировать свой мозг, в частности, внимание. Способов в интернете можно найти массу. Научно доказанный факт: большую часть дня люди проводят в произвольном мышлении, которое часто тревожно как раз из-за отсутствия внимания к своему состоянию. Простые упражнения для мозга повысят его гибкость, и при встрече с трудностями, не будет возникать паники и тревоги.
Подводя итог, хочется обратить внимание на то, что оценить или проверить, насколько навык развит. Невозможно, например, общаться и не испытывать эмоций. Выступая на сцене, мы дополнительно тренируем стрессоустойчивость и умение действовать в чрезвычайных ситуациях. Нельзя делать много дел и не тренировать навык планирования. Если hard skills можно измерить пятёрочками, баллами, премией, то когда мы развиваем soft skills, оценка максимально вредна. Во многом это зависит от черт личности, склада ума, способа мышления, воспитания и взглядов на жизнь в целом. Каждый человек уникален и неповторим. Но каждый может стать завтра лучше, чем был вчера.
Ещё больше о soft skills в нашем подкасте о подростках и их родителях "Мы такими не были!" (12+).