Во вторник, 16 ноября, в центре "Эрмитаж Сибирь" прошла презентация альбома-каталога "Александр Лелякин. Графический дизайн. Фотография".
Теперь материалы для изучения творчества художника-фотографа стали доступнее - они собраны в одной книге. На презентации издания говорили о том, что Омск запомнил этого человека, как фотографа с необычными вкусами и своеобразным видением реальности. Александр Лелякин старался прожить каждый кадр, словно растягивал каждый момент времени, и первым в Омске стал заниматься альтернативной фотографией.
Как и многие творцы, Александр Лелякин искал вдохновение вдалеке от дома. Например серия снимков "Замедленная жизнь" вышла после поездки в Горную Шорию, что на Алтае. Жители посёлка Усть-Анзас медленно передвигаются и разговаривают, как писал фотохудожник, "будто не хотят лишний раз тратить движения и слова. Любопытство проявляют, не торопясь, похоже, оценивая, нужно ли тратить на это время".
Впрочем, даже обычная прогулка по родным омским улицам словно провоцировала художника. Так появилась серия "Nodus. Промелькнувшие миры" - это всего пять портретов людей "живущих или живших так, что этого никто не заметил. Даже они сами". Она посвящена бездомным. Эти фото были разрезаны, сдвинуты и склеены асимметрично, потому что сами лица не вписываются в общесоциальный контекст.
- Вдохновило само наследие. Ещё при жизни он передал большую часть своих работ в музей "Искусство Омска", где я их описывал. Было время, когда искусство художественного оформления книги сменилось полиграфическим дизайном. Александр Лелякин - тот творец, кто не только не растерял, но и приумножил это направление искусства. Он создавал очень тонкий, точный, вдумчивый продукт. Кроме этого, он был замечательным фотохудожником. Цель альбома - удержать этот статус творца, память о нём. Для меня Александр Лелякин - пример дизайнера-смыслосозидателя, через него говорил Омск, - выразил своё отношение к фотографу Евгений Груздов, автор идеи создания каталога, хранитель фонда скульптуры, старший научный сотрудник музея.
В каталог вошли 539 экспонатов: изданные книги, где дизайнером выступал сам Александр Лелякин, карандашные рисунки, фотографии, незавершённые проекты, научные издания омских музеев, архивные документы, черновики и даже инструменты, которыми работал художник.
- Для нашего музея очень важно, что это монографическая коллекция. В неё вошли ранние и зрелые работы Александра Лелякина. У нас остались инструменты - кисти и валики, которыми работал он. Очень важно, что всё сохранилось в одном месте. Теперь можно говорить о его личности в целом и увидеть тот след, который человек оставил в истории Омска, - комментирует хранитель фонда документов, составитель каталога Елена Ярцева.
На презентации можно было увидеть все 59 книг, над которыми в своё время работал художник, и снимки из коллекции "Европа".
Александр Лелякин специализировался на графическом и книжном дизайне. Был лауреатом всероссийских выставок графики. Художник сотрудничал со столичными издательствами, создал множество логотипов, например, для "Пятого театра", театрального фестиваля "Академия", научно-производственного объединения "Мостовик". Александр Лелякин умер в августе 2018 года в возрасте 55 лет.
Фото: Илья Петров