С 15 по 20 октября этого года в Екатеринбурге проходил XXXII Открытый фестиваль документального кино "Россия". В шорт-лист из более чем 400 поступивших заявок вошли 62 фильма - 31 кинокартина в конкурсе документальных фильмов и 31 фильм в конкурсе телевизионных документальных фильмов.
Главный приз фестиваля получила полнометражная документальная лента "Дальний план" (16+) режиссёра Владимира Головнёва. В июне, напомним, картина завоевала спецприз жюри VII Международного фестиваля документального кино DOKER. О самой работе и истории её создания, режиссёр рассказал в эксклюзивном интервью для "Омск Здесь".
Специально для "Омск Здесь" Владимир Головнёв рассказал, какую идею он воплощает в жизнь сейчас и о чём будет новый фильм, работа над которым уже идёт. К слову, на этот раз команда режиссёра вновь возьмётся за формат полного метра.
Владимир, как называется твоя новая работа и о чём она?
- Это будет документальный фильм "Народный герой". Сразу оговорюсь. У создателей документального кино есть суеверие, не говорить о новой работе, пока она не готова. Но здесь особый случай. Поскольку мы решили его продвигать на старте и сделать из него международный проект, кроме того, мы ищем дополнительную финансовую поддержку, поэтому в общих чертах раскрою карты. Сама идея родилась во время съёмок "Дальнего плана". Герой одной из новелл - Саша - сельский блогер. Он снимает на камеру телефона всё, что видит, и благодаря этому вдруг стал востребованным местным жителем.
Я стал развивать мысль. Ситуация в том, что сейчас сотовые вышки распространяются по всей стране. И появляются в самых невероятных местах, на труднодоступных территориях. У малых коренных народов России, жителей стойбищ, яранг, чумов, аулов вдруг появляется хороший широкополосный интернет, и они открывают для себя YouTube и "Инстаграм", создают свои аккаунты, и это в корне меняет всю их жизнь.
Сколько героев вы выбрали для фильма?
- Троих. Изначально был план снять пять историй. Но потом мы решили, что лучше в этой теме погрузиться глубже в жизнь каждого героя. Мы оставили волчатника из Якутска, оленевода-шамана, живущего в стойбище в Ханты-Мансийском округе, и пастуха из Дагестана, который всю жизнь пас овец в одиночестве, завёл блог и стал знаменитым на весь мир пастухом. Съёмки уже начались. Мы приезжаем к ним, живём рядом, наблюдаем, снимаем. Улетаем. Через несколько месяцев возвращаемся и делаем новые кадры, смотрим, что и как изменилось. Мы не задаём вопросов героям. Интересно то, что остаётся за кадром их популярных страничек в интернете, о чём смолчалось, какая эмоция была на самом деле.
Почему ты выбрал такое название "Народный герой"?
- Во-первых, оно звучное. Во-вторых, это о герое из народа. С одной стороны, это человек, сделавший себя сам - герой. С другой стороны, он выступает представителем своего этноса, то есть народный. Они стали героями своего народа. Это точно. Теперь к посёлку, где живёт пастух, тянут дороги, думают о строительстве гостиницы. Туда потянулись люди. Оказывается, уезжать отсюда рано, жизнь продолжается, и там много всего интересного. Аналогично развивается этнотуризм в Ханты-Мансийском округе. Люди едут к этим "знаменитостям". Они точка притяжения. А вокруг этого как снежный ком нарастает внимание к национальной культуре этих народов. Кроме того, блогер теперь - носитель культурных знаний. Прежде чем говорить о чём-то, он должен это как минимум изучить. Эти люди про национальную культуру, про традиции. Они меняют представление мира о целом народе. Народные герои.
Каково твоё личное отношение к блогерству?
- У меня всегда есть интерес ко всему новому. Я ещё не в том возрасте, чтобы говорить: "Да вы только всё разрушаете, раньше было лучше". Нет. Не лучше. Раньше было точно хуже. Если о нашем фильме говорить, то энергия, которую технологии принесли на забытые территории, совершенно точно положительная и созидающая. Казалось бы, пришедшие технологии должны стереть с лица земли всю самобытность и национальную культуру малых народов. А произошло всё наоборот. Блоги смотрят миллионы людей по всему миру. Это спровоцировало невиданный раньше этноренессанс. Когда люди, не понимая уникальности своей традиционной национальной культуры, думая, что это отсталые и неинтересные формы жизни, вдруг увидели, какой мощью и потенциалом они обладают.
Это твоя вторая полнометражная картина, за создание которой ты взялся. К созданию "Дальнего плана" ты шёл несколько лет. Понравился формат?
- (смеётся) Я бы с удовольствием и короткий метр поснимал. Я по-прежнему считаю, что в документальном кино он легче воспринимается зрителем. Это разные форматы смотрения. Короткий метр динамичнее. Для полнометражного фильма должен быть серьёзный повод. Просто абы из чего и даже из очень важного события или крутого героя далеко не из каждого можно сделать полный метр. Что касается "Народного героя", то здесь есть ещё один момент. Это наследственный интерес к этнографии. Мне задавали вопрос, почему я не снимаю этнографию. И, действительно, у меня был ступор по этому поводу. Дело в том, что часто этнографию воспринимают как изучение реликта, того, что осталось и что вот-вот умрёт. Принято было так трогательно хоронить, говорить как об уходящей натуре. Я никогда не хотел снимать уходящую натуру, меня это не заводило. Сейчас, когда в этом появился ресурс, энергия и перспектива, молодость у всего этого дела, вот тут мне стало интересно.
Кто будет работать над фильмом и когда ждать его зрителю?
- Команда у нас та же, что и при съёмках "Дальнего плана". Это операторы Никита Аниськин и Павел Тихонов, режиссёр монтажа Константин Ларионов, художник Анастасия Головнёва, титры Анна Молодцова, звукорежиссёр Евгений Чемакин. Не исключено, что подключатся со-продюсеры.
Минкультуры поддерживает нас и частично финансирует. Мы благодарны ведомству за возможность начать работу и доведём её до ума. Мы объяснили им ситуацию, и в ведомстве одобрили иностранное финансирование. Закончить планируем уже в следующем году. Ковидные ограничения сильно тормозят ситуацию во всех сферах. Сейчас мы до минимума сокращаем поездки и съёмки. Не будет инвестиций - будем монтировать из того, что есть. Будет поддержка - сделаем это ещё лучше.
* * *
Фото предоставлены Владимиром Головнёвым